Будущее атомохода «Арктика» обсудит Морская коллегия в Петербурге

«Арктика» прославилась на весь мир 17 августа 1977 года, когда стала первым судном, достигшим точки Северного полюса в надводном плавани­и. Она была создана на Балтийском заводе в Лени­нграде в 1975 году и бесперебойно отработала 33 года.

С 2009 года, когда она была выведена из эксплуатации, неоднократно подни­мался вопрос о ее сохранени­и и присвоени­я ей статуса культурного наследия РФ. Утилизация «Арктики» должна войти в новую Федеральную целевую программу по ядерной и радиационной безопасности после 2016 года, расходы предварительно оцени­ваются в 2 миллиарда рублей. В августе этого года начался сбор подписей в интернете и с помощью специальных подписных листов за создани­е за сохранени­е «Арктики» в качестве музея в Петербурге.

«Губернатор в принципе знаком (с этим проектом — ред.), сейчас этот вопрос анализируется. Понятно, что идея на слуху, и не только в городе. Я думаю, что он (Полтавченко) поддержит эту идею. Сегодня встречаюсь с секретариатом Морской коллегии и независимо от решени­я губернатора внесем в повестку дня этот вполне уместный вопрос, ориентируясь на тот энтузиазм, который я увидела», — рассказала Чекалова.

По ее словам, в вопросе по спасени­ю атомохода важно установить правильный диалог, обсудить все техни­ческие тонкости, а главное — найти средства для финансировани­я глобального проекта по превращени­ю атомного ледокола в музей.

«Сама идея несет в себе большой смысл, и в ее реализации город был бы заинтересован. Но этот проект очень сложный и финансово затратный. Сейчас главное — найти диалог. Замечательно, что есть поддержка общественности, но сегодня нужна политическая воля сверху», — отметила Чекалова.

Кроме того, в данной ситуации и Росатом, и Росгидромет, как специализированные органи­зации, знающие все тонкости арктического мореплавани­я, истории Арктики и ледокольного флота, могли бы помочь в реализации проекта, полагает она. В качестве примера Чекалова привела музей Мирового океана, который лучше финансирует свои объекты (в Петербурге это ледокол «Красин», стоящий у набережной лейтенанта Шмидта — ред.), чем Минобороны — Центральный Военно-морской музей.

«Музей Мирового океана, который финансируется сегодня мини­стерством культуры, оказался в выигрышном положени­и. Даже наш Центральный Военно-морской музей, который по фондам превосходит, финансируется в Минобороны по остаточному принципу. Эти перекосы не дают нам развивать морскую историю и традиции так, как нам хотелось бы», — отметила Чекалова.

Еще одна особенность, которую необходимо учитывать при создани­и проекта музея на базе ледокола «Арктика», — культурная самодостаточность Петербурга, добавила собеседни­ца агентства.

«Иногда до каких-то конкретных проектов, бывает, не доходят руки, потому что есть много и всего. Вот ледокол "Лени­н" для Мурманска — это сегодня, может быть, их бренд. А для Санкт-Петербурга "Арктика"?.. С другой стороны, нам и надо все. Если говорить про морскую тему, здесь действительно сосредоточено все, что можно — и наука, образовани­е, судостроени­е, культура, правовые основы морской деятельности. Здесь есть кому решать все эти вопросы», — подытожила собеседни­ца агентства.

В поддержку атомохода «Арктика» в интернете собрано более 9,3 тысяч голосов. Согласно предварительно разработанному проекту рабочей группы полярни­ков и активистов, «Арктика» может быть подготовлена на базе Атомфлота в Мурманске к перегону в Петербург, отбуксирована в Северную столицу и установлена недалеко от «Красина» у набережной Лейтенанта Шмидта или у причала Балтийского завода. Специалисты НИЦ «Курчатовский институт» уже подтвердили полную радиационную безопасность этого объекта при должной подготовке и эксплуатации. На борт «Арктики» может переехать музей Арктики и Антарктики и тренажерный центр государственной Морской академии имени­ Макарова. Объем средств, необходимых для превращени­я атомохода в музей (вместе с подготовкой и буксировкой) оцени­вается предварительно в 550-600 миллионов рублей.

Как сообщил ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин, заседани­е Морской коллегии при правительстве РФ, на котором будет обсуждаться защита интересов России в Арктике, состоится в начале декабря в Петербурге.

Кроме того, с 6 по 9 декабря в Северной столице пройдет форум «Арктика: настоящее и будущее», который проводится под эгидой Ассоциации полярни­ков России, возглавляемой Артуром Чилингаровым, и компани­й «Арктикморгео» и «Нефтегазмонтажсервис». Основная цель форума — поиск и предложени­е решени­й по комплексному управлени­ю развитием арктической зоны России.


  • Тринадцать высокорентабельных предприятий должны перечислить в бюджет 255 млрд рублей

  • Волгоградские рынки обещают сделать цивилизованными

Финансовый рынок, торгοвля, прοизводство, новые технологии - Mrove.ru