Будущее атомохода «Арктика» обсудит Морская коллегия в Петербурге
«Арктика» прославилась на весь мир 17 августа 1977 года, когда стала первым судном, достигшим точки Северного полюса в надводном плавании. Она была создана на Балтийском заводе в Ленинграде в 1975 году и бесперебойно отработала 33 года.
С 2009 года, когда она была выведена из эксплуатации, неоднократно поднимался вопрос о ее сохранении и присвоения ей статуса культурного наследия РФ. Утилизация «Арктики» должна войти в новую Федеральную целевую программу по ядерной и радиационной безопасности после 2016 года, расходы предварительно оцениваются в 2 миллиарда рублей. В августе этого года начался сбор подписей в интернете и с помощью специальных подписных листов за создание за сохранение «Арктики» в качестве музея в Петербурге.
«Губернатор в принципе знаком (с этим проектом — ред.), сейчас этот вопрос анализируется. Понятно, что идея на слуху, и не только в городе. Я думаю, что он (Полтавченко) поддержит эту идею. Сегодня встречаюсь с секретариатом Морской коллегии и независимо от решения губернатора внесем в повестку дня этот вполне уместный вопрос, ориентируясь на тот энтузиазм, который я увидела», — рассказала Чекалова.
По ее словам, в вопросе по спасению атомохода важно установить правильный диалог, обсудить все технические тонкости, а главное — найти средства для финансирования глобального проекта по превращению атомного ледокола в музей.
«Сама идея несет в себе большой смысл, и в ее реализации город был бы заинтересован. Но этот проект очень сложный и финансово затратный. Сейчас главное — найти диалог. Замечательно, что есть поддержка общественности, но сегодня нужна политическая воля сверху», — отметила Чекалова.
Кроме того, в данной ситуации и Росатом, и Росгидромет, как специализированные организации, знающие все тонкости арктического мореплавания, истории Арктики и ледокольного флота, могли бы помочь в реализации проекта, полагает она. В качестве примера Чекалова привела музей Мирового океана, который лучше финансирует свои объекты (в Петербурге это ледокол «Красин», стоящий у набережной лейтенанта Шмидта — ред.), чем Минобороны — Центральный Военно-морской музей.
«Музей Мирового океана, который финансируется сегодня министерством культуры, оказался в выигрышном положении. Даже наш Центральный Военно-морской музей, который по фондам превосходит, финансируется в Минобороны по остаточному принципу. Эти перекосы не дают нам развивать морскую историю и традиции так, как нам хотелось бы», — отметила Чекалова.
Еще одна особенность, которую необходимо учитывать при создании проекта музея на базе ледокола «Арктика», — культурная самодостаточность Петербурга, добавила собеседница агентства.
«Иногда до каких-то конкретных проектов, бывает, не доходят руки, потому что есть много и всего. Вот ледокол "Ленин" для Мурманска — это сегодня, может быть, их бренд. А для Санкт-Петербурга "Арктика"?.. С другой стороны, нам и надо все. Если говорить про морскую тему, здесь действительно сосредоточено все, что можно — и наука, образование, судостроение, культура, правовые основы морской деятельности. Здесь есть кому решать все эти вопросы», — подытожила собеседница агентства.
В поддержку атомохода «Арктика» в интернете собрано более 9,3 тысяч голосов. Согласно предварительно разработанному проекту рабочей группы полярников и активистов, «Арктика» может быть подготовлена на базе Атомфлота в Мурманске к перегону в Петербург, отбуксирована в Северную столицу и установлена недалеко от «Красина» у набережной Лейтенанта Шмидта или у причала Балтийского завода. Специалисты НИЦ «Курчатовский институт» уже подтвердили полную радиационную безопасность этого объекта при должной подготовке и эксплуатации. На борт «Арктики» может переехать музей Арктики и Антарктики и тренажерный центр государственной Морской академии имени Макарова. Объем средств, необходимых для превращения атомохода в музей (вместе с подготовкой и буксировкой) оценивается предварительно в 550-600 миллионов рублей.
Как сообщил ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин, заседание Морской коллегии при правительстве РФ, на котором будет обсуждаться защита интересов России в Арктике, состоится в начале декабря в Петербурге.
Кроме того, с 6 по 9 декабря в Северной столице пройдет форум «Арктика: настоящее и будущее», который проводится под эгидой Ассоциации полярников России, возглавляемой Артуром Чилингаровым, и компаний «Арктикморгео» и «Нефтегазмонтажсервис». Основная цель форума — поиск и предложение решений по комплексному управлению развитием арктической зоны России.