Метро поторгуется
О разработке такой программы «Ведомостям» рассказал руководитель департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. Метро будет избавляться от беспорядочной торговли, а на территории, принадлежащей Московскому метрополитену, могут быть построены многофункциональные комплексы. «Мы хотим, чтобы метрополитен получал доходы не только за счет пассажироперевозок, но и от использования принадлежащих ему коммерческих площадей», — объясняет Ликсутов.
К примеру, доходы лондонского метрополитена на 35% обеспечивают поступления от использования коммерческой недвижимости. Чистая прибыль ГУП «Московский метрополитен» в 2011 г. составила 5,96 млрд руб. В переходах метро насчитывается более 4000 точек, от сдачи в аренду и торговли ГУП получает около 500 млн руб. в год. Цель — увеличить эти доходы не менее чем до 10 млрд руб. в год, говорит Ликсутов. Это, по его мнению, также поможет сдержать рост цен на билеты. Доходы метро будет получать от доли в построенных площадях — не менее 40%.
Именно метрополитен и предложил инвесторам подумать над тем, как обустроить территории около метро, — эта информация была размещена на сайте ГУПа. Проектом заинтересовалось около 20 инвесторов, которые предложили разные варианты строительства; большинство потенциальных инвесторов — нынешние арендаторы подземных киосков. Есть и девелоперские компании: например, «Конти» готова взяться за семь объектов, «Ташир» — за 11, «АДГ-групп» — за шесть, структуры «Сити — ХХI век» — за две. Сегодня в разработке около 79 станций, около которых, по мнению инвесторов, можно построить до 650000 кв.м торговых площадей. Каждое предложение на строительство будет проанализировано на влияние на загрузку транспортной инфраструктуры, окончательное решение примет Градостроительная земельная комиссия, говорит Ликсутов.
Программа строительства небольших торговых центров над выходами из станций столичного метрополитена разрабатывается, подтверждает руководитель проектов компании «Новард эстейт» (входит в «Сити — XXI век») Михаил Баринов. «Такая программа уже действовала при прежних властях, но так и не была реализована — по ней успели построить только торговый центр около ст.м. "Аэропорт", — напоминает старший вице-президент Knight Frank Андрей Закревский. Он оценивает ее как неоднозначную: крупные торговые центры, куда тяготеет ритейл, могут создать дополнительную нагрузку на станции метро; а рентабельность небольших магазинов, куда могут переместиться обитатели подземных ларьков, будет невысока. Баринов же считает, что от реализации программы выиграют все: "Город сможет решить проблему неприглядных палаток у метро, организовав вместо них цивилизованную торговлю и убрав стихийные точки продаж в подземных переходах. На высвободившихся площадях предполагаются дополнительные кассовые узлы и туалеты для пассажиров".