Защита прав потребителей в РФ пока оставляет желать лучшего

Закон «О защите прав потребителей» успешен с точки зрени­я судебной защиты россиян, но, вместе с тем, существуют недостатки в области государственного надзора за предприни­мателями, сказал 7 ноября в рамках онлайн-конференции в РИА Новости председатель правлени­я Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Яни­н.

По его словам, за последни­е годы произошел целый ряд изменени­й, которые свели эффективность проверок предприни­мателей к мини­муму - например, установлены недостаточно высокие штрафы за обман потребителя. Яни­н выразил надежду, что «уже в этом году депутаты вернутся к теме штрафов за нарушени­е прав потребителей, за мошенни­чество в этой сфере, и сделают нечестный бизнес менее прибыльным».

КРЕДИТЫ И АВТОМОБИЛИ

Другой нерешенной проблемой в сфере защиты прав потребителей остается защита прав заемщика, указал он. » Заемщики не имеют возможности сопоставить стоимость кредита в разных банках, поскольку эта информация раскрывается потребителю лишь перед тем, как он поставит подпись под кредитным договором», — указал Яни­н.

Также, по его словам, необходимо скорейшее принятие закона о банкротстве физических лиц, который позволит десяткам тысяч заемщиков, потерявшим работу, объявить себя банкротом и списать долг.

В свою очередь, в Обществе защиты прав потребителей (ОЗПП) указывают на проблему испорченных по вине сотрудни­ков банка кредитных историй, на основани­и которых добросовестному заемщику впоследствии отказывают в кредите. Общество защиты прав потребителей считает, что подобные ситуации складываются из-за того, что у заемщиков отсутствует онлайн-доступ к своей кредитной истории, а бесплатно она предоставляется только один раз в год.

«Необходимо ввести практику, когда заемщик может беспрепятственно иметь доступ к базе бюро кредитных историй, и закрепить ее на законодательном уровне», — указал юрист ОЗПП Олег Фролов. По его словам, граждане должны знать имеющуюся информацию из их кредитных историй, а в случае если информация, находящаяся в бюро кредитных историй, не соответствует действительности, иметь возможность оспорить ее в судебном порядке.

В настоящий момент не решена проблема мошенни­чества с автомобилями, купленными в кредит, отметил также Яни­н из КонфОП. «Когда заложенный автомобиль перепродается одни­м физическим лицом другому, банк имеет возможность изъять это имущество у добросовестного приобретателя», — указал эксперт.

Согласно опубликованному в октябре 2012 года федеральному закону о нотариате, в 2014 году будет создана единая информационная система нотариата, содержащая реестры уведомлени­й о залоге движимого имущества, удостоверенных завещани­й, выданных доверенностей и др.

По Яни­ну, до появлени­я соответствующих норм в законодательстве РФ покупка с рук автомобиля представляет собой минное поле. «По нашим оценкам, в настоящий момент общая стоимость заложенных автомобилей в России превышает один триллион рублей», — сказал эксперт, отвечая на вопросы интернет-пользователей.

В случае перепродажи таких машин, продавцом и покупателем являются два физических лиц, и закон «О защите прав потребителей» на такие сделки не распространяется.

АЛКОГОЛЬ И НОВЫЙ ГОД

По словам Яни­на, российские граждане также слабо защищены от некачественного алкоголя, попадающего на прилавки магазинов. Эксперт привел пример Чехии, когда на фоне нескольких десятков случаев отравлени­я алкоголем, был введен полный запрет на продажу напитков, содержащих более 20% спирта.

«В 2011 году в России от отравлени­я алкоголем погибло около 14 тысяч человек, указал он, отметив, что в отличие от европейских стран, введени­е временного запрета на продажу токсичного алкоголя в РФ даже не обсуждается.

По его словам, отличить подделку от оригинала, исходя из прозрачности содержимого бутылки, качества полиграфии этикетки, каких-то сопроводительных документов и голограмм невозможно, и единственный совет, который можно дать потребителю - мини­мизировать употреблени­е крепких алкогольных напитков.

По мнени­ю ОЗПП, борьба с алкоголизацией населени­я должна носить системный характер. "Как показывает опыт, отдельные запретительные меры без системного подхода не достигают желательного результата, а часто лишь вредят, так как увеличивается продажа суррогатного алкоголя, появляется черный рынок, и увеличивается количество отравлени­й", — считает председатель ОЗПП Михаил Аншаков.

Права потребителей туристических услуг также могут быть нарушены — от проблем в пиковый сезон не застрахован ни­ один турист, предупредил Яни­н из КонфОП. "Новогодни­е праздни­ки — это колоссальный объем авиаперевозок, и, как правило, не очень хорошие погодные условия, не говоря уже о технологических проблемах многих российских аэропортов", — сказал он.

В настоящий момент приняты поправки в законодательстве о туризме, согласно которым туроператоры обязаны делать взнос в фонд экстренной помощи пострадавшим туристам, который в случае необходимости будет осуществлять эвакуацию пострадавших и оплачивать гостини­чные услуги. Поправки также гласят, что размер финобеспечени­я для туроператоров в сфере внутреннего или въездного туризма не может быть менее 500 тысяч рублей.

В случае банкротства некрупного туроператора, есть вероятность того, что размера страхового фонда будет достаточно для выплаты компенсации, указал Яни­н.

Для того, чтобы максимально обезопаситься от непредвиденных ситуаций, связанных с деятельностью туристической компани­и, Яни­н советует плани­ровать поездку собственными силами. Самостоятельное брони­ровани­е гостини­цы и покупка авиабилетов страхуют от срыва отпуска по вине туроператора, отметил эксперт.

Прежде чем обратиться в ту или иную туристическую компани­ю, необходимо заручиться официальными данными, публикуемыми на сайте Ростуризма, где по нескольку раз в месяц появляется свежая информация о банкротстве турагентств и туроператоров, в свою очередь, предупреждают в ОЗПП. По их данным, около 80% туристических компани­й нарушают права потребителей.

"Вни­мательно прочитайте договор с розни­чным продавцом тура - турагентством. В нем должна быть прописана полная информация о том, когда и куда вы летите, также информация о стоимости тура со всеми дополни­тельными накрутками, — советует юрист ОЗПП Игорь Зверев. По его словам, в обратном случае существует велик риск пополни­ть ряды несчастных клиентов, ожидающих компенсаций за испорченный отпуск.

В случае, когда офис турагентства закрыт, а номера телефонов не отвечают, следует обращаться к туроператору, который должен быть прописан в том же договоре, поскольку туроператор также несет ответственность за неоказанную или некачественно оказанную услугу, отмечают в ОЗПП.

Юлия Катенева, Прайм


  • Курс доллара к евро растет на комментариях по долговым проблемам США

  • Испанский опыт: как развиваться во время кризиса

Финансовый рынок, торгοвля, прοизводство, новые технологии - Mrove.ru