Защита прав потребителей в РФ пока оставляет желать лучшего
Закон «О защите прав потребителей» успешен с точки зрения судебной защиты россиян, но, вместе с тем, существуют недостатки в области государственного надзора за предпринимателями, сказал 7 ноября в рамках онлайн-конференции в РИА Новости председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.
По его словам, за последние годы произошел целый ряд изменений, которые свели эффективность проверок предпринимателей к минимуму - например, установлены недостаточно высокие штрафы за обман потребителя. Янин выразил надежду, что «уже в этом году депутаты вернутся к теме штрафов за нарушение прав потребителей, за мошенничество в этой сфере, и сделают нечестный бизнес менее прибыльным».
КРЕДИТЫ И АВТОМОБИЛИ
Другой нерешенной проблемой в сфере защиты прав потребителей остается защита прав заемщика, указал он. » Заемщики не имеют возможности сопоставить стоимость кредита в разных банках, поскольку эта информация раскрывается потребителю лишь перед тем, как он поставит подпись под кредитным договором», — указал Янин.
Также, по его словам, необходимо скорейшее принятие закона о банкротстве физических лиц, который позволит десяткам тысяч заемщиков, потерявшим работу, объявить себя банкротом и списать долг.
В свою очередь, в Обществе защиты прав потребителей (ОЗПП) указывают на проблему испорченных по вине сотрудников банка кредитных историй, на основании которых добросовестному заемщику впоследствии отказывают в кредите. Общество защиты прав потребителей считает, что подобные ситуации складываются из-за того, что у заемщиков отсутствует онлайн-доступ к своей кредитной истории, а бесплатно она предоставляется только один раз в год.
«Необходимо ввести практику, когда заемщик может беспрепятственно иметь доступ к базе бюро кредитных историй, и закрепить ее на законодательном уровне», — указал юрист ОЗПП Олег Фролов. По его словам, граждане должны знать имеющуюся информацию из их кредитных историй, а в случае если информация, находящаяся в бюро кредитных историй, не соответствует действительности, иметь возможность оспорить ее в судебном порядке.
В настоящий момент не решена проблема мошенничества с автомобилями, купленными в кредит, отметил также Янин из КонфОП. «Когда заложенный автомобиль перепродается одним физическим лицом другому, банк имеет возможность изъять это имущество у добросовестного приобретателя», — указал эксперт.
Согласно опубликованному в октябре 2012 года федеральному закону о нотариате, в 2014 году будет создана единая информационная система нотариата, содержащая реестры уведомлений о залоге движимого имущества, удостоверенных завещаний, выданных доверенностей и др.
По Янину, до появления соответствующих норм в законодательстве РФ покупка с рук автомобиля представляет собой минное поле. «По нашим оценкам, в настоящий момент общая стоимость заложенных автомобилей в России превышает один триллион рублей», — сказал эксперт, отвечая на вопросы интернет-пользователей.
В случае перепродажи таких машин, продавцом и покупателем являются два физических лиц, и закон «О защите прав потребителей» на такие сделки не распространяется.
АЛКОГОЛЬ И НОВЫЙ ГОД
По словам Янина, российские граждане также слабо защищены от некачественного алкоголя, попадающего на прилавки магазинов. Эксперт привел пример Чехии, когда на фоне нескольких десятков случаев отравления алкоголем, был введен полный запрет на продажу напитков, содержащих более 20% спирта.
«В 2011 году в России от отравления алкоголем погибло около 14 тысяч человек, указал он, отметив, что в отличие от европейских стран, введение временного запрета на продажу токсичного алкоголя в РФ даже не обсуждается.
По его словам, отличить подделку от оригинала, исходя из прозрачности содержимого бутылки, качества полиграфии этикетки, каких-то сопроводительных документов и голограмм невозможно, и единственный совет, который можно дать потребителю - минимизировать употребление крепких алкогольных напитков.
По мнению ОЗПП, борьба с алкоголизацией населения должна носить системный характер. "Как показывает опыт, отдельные запретительные меры без системного подхода не достигают желательного результата, а часто лишь вредят, так как увеличивается продажа суррогатного алкоголя, появляется черный рынок, и увеличивается количество отравлений", — считает председатель ОЗПП Михаил Аншаков.
Права потребителей туристических услуг также могут быть нарушены — от проблем в пиковый сезон не застрахован ни один турист, предупредил Янин из КонфОП. "Новогодние праздники — это колоссальный объем авиаперевозок, и, как правило, не очень хорошие погодные условия, не говоря уже о технологических проблемах многих российских аэропортов", — сказал он.
В настоящий момент приняты поправки в законодательстве о туризме, согласно которым туроператоры обязаны делать взнос в фонд экстренной помощи пострадавшим туристам, который в случае необходимости будет осуществлять эвакуацию пострадавших и оплачивать гостиничные услуги. Поправки также гласят, что размер финобеспечения для туроператоров в сфере внутреннего или въездного туризма не может быть менее 500 тысяч рублей.
В случае банкротства некрупного туроператора, есть вероятность того, что размера страхового фонда будет достаточно для выплаты компенсации, указал Янин.
Для того, чтобы максимально обезопаситься от непредвиденных ситуаций, связанных с деятельностью туристической компании, Янин советует планировать поездку собственными силами. Самостоятельное бронирование гостиницы и покупка авиабилетов страхуют от срыва отпуска по вине туроператора, отметил эксперт.
Прежде чем обратиться в ту или иную туристическую компанию, необходимо заручиться официальными данными, публикуемыми на сайте Ростуризма, где по нескольку раз в месяц появляется свежая информация о банкротстве турагентств и туроператоров, в свою очередь, предупреждают в ОЗПП. По их данным, около 80% туристических компаний нарушают права потребителей.
"Внимательно прочитайте договор с розничным продавцом тура - турагентством. В нем должна быть прописана полная информация о том, когда и куда вы летите, также информация о стоимости тура со всеми дополнительными накрутками, — советует юрист ОЗПП Игорь Зверев. По его словам, в обратном случае существует велик риск пополнить ряды несчастных клиентов, ожидающих компенсаций за испорченный отпуск.
В случае, когда офис турагентства закрыт, а номера телефонов не отвечают, следует обращаться к туроператору, который должен быть прописан в том же договоре, поскольку туроператор также несет ответственность за неоказанную или некачественно оказанную услугу, отмечают в ОЗПП.
Юлия Катенева, Прайм