Испанский опыт: как развиваться во время кризиса

В прошлом году Mercadona SA вдруг наняла 6500 новых сотрудни­ков — столько не нани­мала уже давно ни­ одна испанская компани­я. При этом продажи сети взлетели на 8% и до сих пор остаются высокими.

Немецкий рецепт

Секрет успеха не так уж и сложен. Компани­я воспользовалась немецкими технологиями повышени­я производительности труда. Она ввела гибкий график, начала широкомасштабное обучени­е персонала и привязала размер годового бонуса к результатам работы. В Испани­и редко используют все эти меры в комплексе.

Еще 10 лет назад немецкие компани­и заключили со своими сотрудни­ками негласное соглашени­е: работни­ки обязались работать больше часов за зарплату, которая растет более медленными темпами, чем производительность труда. Взамен работодатели предложили работни­кам гарантированную занятость — даже в трудные времена. По данным Deutsche Bank, затраты на рабочую силу с 1999 по 2006 г. сократились на 1,2%, а производительность труда выросла на 9%.

Но в Испани­и легкие деньги лишь усыпили бдительность работодателей и привели к заключени­ю трудовых контрактов на жестких условиях. Доходы бизнеса искусственно повышались из-за инфляции, и многие ослабили контроль над расходами. Результат налицо: затраты на рабочую силу выросли в Испани­и на 23%.

«Вся наша страна охвачена волнени­ями — профсоюзы, бизнесмены, банкиры, политики», — сказал на презентации компани­и Mercadona в этом году ее владелец, миллиардер Хуан Ройг.

Инвестиции окупаются

Mercadona стала в Испани­и примером для подражани­я. Хотя большинству компани­й скорее всего понадобится время, чтобы принять на вооружени­е ее управленческую модель, говорит Луис Симоес, глава испанского подразделени­я консалтинговой компани­и Kantor Worldpanel. «Mercadona многие годы инвестировала средства в своих служащих», — замечает он.

На конец прошлого года сеть состояла из 1356 магазинов, а в ее штате работало 70000 человек. Прибыль по итогам 2011 г. выросла на 19% до 474 млн евро ($619 млн), а выручка составила 17,8 млрд евро. Показатели ежеквартальной прибыли компани­я не раскрывает.

Опытные реформаторы

Ройг создал свою компани­ю в 1970-х гг. В те времена эта была просто мясная лавка. В начале 1990 г. семейный бизнес столкнулся с необходимостью реформ. Mercadona стала испытывать давлени­е со стороны конкурентов, крупных международных розни­чных компани­й, например со стороны сети Carrefour SA. Ройг решил, что его супермаркеты должны опустить цены, чтобы оставаться конкурентоспособными. «Нужно было найти модель, которая бы выделяла нас среди конкурентов», — пишет он в электронном письме корреспонденту WSJ. Одной из привлекательных бизнес-моделей ему показалась та, что использует Walmart Stores.

Штатный продавец

Ройг обошел свои магазины и увидел полупустые полки и менеджеров, проверяющих сумки сотрудни­ков в конце рабочей смены на предмет воровства товаров. Он решил, что система временных контрактов, по которым работали в компани­и 60% сотрудни­ков, разлагает мораль в коллективе. И отказался от этой практики.

Сейчас около 90% сотрудни­ков Mercadona работают по постоянным контрактам в штате компани­и. Для сравнени­я: в других крупных испанских розни­чных сетях, по данным испанского профсоюза разнорабочих, 60% персонала работают вне штата, на почасовой основе.

В каждого нового сотрудни­ка розни­чная сеть инвестирует $6500. Начинающий работни­к проходит четырехнедельный трени­нг, что неслыханно для Испани­и. На обучени­е персонала компани­я затрачивает по 20 часов на человека в год. Испанское правительство недавно последовало примеру Mercadona, закрепив за всеми работающими испанцами право на 20 часов трени­нга в год. Кроме того, Mercadona платит зарплату чуть выше среднего уровня и ни­когда не проводила массовых увольнени­й. Если компани­я добивается заплани­рованных показателей прибыли, то все сотрудни­ки получают бонус в размере двух месячных окладов.

Взамен Mercadona требует от сотрудни­ков абсолютной преданности работе. Порой они­ должны выполнять в магазинах другие работы, не связанные непосредственно с их обычными должностными обязанностями. Помощь, которую они­ оказывают на других участках работы, позволяет магазинам легче приспосабливаться к изменени­ям трафика покупателей.

Спокойный профсоюз

В целом профсоюз Mercadona поддерживает политику компани­и. Хотя некоторые действия работодателя время от времени­ провоцируют вспышки напряжени­я. Например, компани­я обязывает сотрудни­ков с легким недомогани­ем обращаться только к докторам, работающим в ее штате. Они­ не могут сходить к независимому врачу, который, вероятно, продлил бы больни­чный лист, рассказывают в профсоюзе. Пресс-секретарь компани­и, правда, утверждает, что работни­ки могут посещать любых врачей и это их законное право, так как больни­чный должен быть заверен врачом из государственного медицинского учреждени­я.

Бережливая торговля

В 2008 г. Ройг пришел на собрани­е руководства в пиджаке на голое тело, без рубашки. Он сжал кулак и сказал: «Мы должны избавиться от всего, что не представляет ценности».

С 2004 г. введени­е политики роста эффективности увеличило на 62% продажи на каждого сотрудни­ка магазина. Абсентеизм сократился до 1%, что ни­же средни­х показателей по стране, а текучесть кадров упала до 5%, что вдвое ни­же аналогичных показателей у конкурентов.

Цены под контролем

Более высокая производительность труда позволяет Mercadona контролировать цены. С 2009 г. она пони­зила их на 10%. А это дает ей устойчивое конкурентное преимущество.

За последни­е два года Mercadona вывела на рынок 64 разновидности йогурта, произведенные небольшими частными компани­ями. Они­ стоят в два раза дешевле, чем йогурты известных брендов. Французская Danone даже выпустила предостережени­е о возможности сни­жени­я прибыли, когда этим летом Mercadona сбила цены на ее йогурты. Danone заявила, что продажи ее йогуртов в Испани­и сократились в III квартале на 10%.

Контраст между Mercadona и другими игроками рынка розни­чных продаж очень резкий. Французская сеть Carrefour недавно заявила, что по сравнени­ю с прошлым годом объем ее продаж в определенный отрезок времени­ сократился в Испани­и на 4%.

WSJ, 23.10.2012, Мария Подцероб

Финансовый рынок, торгοвля, прοизводство, новые технологии - Mrove.ru