Власти могут запретить строительство торговых центров у МКАД
По данным экспертов, в группе риска оказалось 19 торгцентров общей площадью почти 2,5 млн кв. м. Но что в итоге построят на освобожденных площадях пока неясно. Эксперты не исключают, что это будет жилье.
МКАД: один на двоих
«Если в рамках территориального планирования будет обнаружено, что торговых площадей возле МКАД запланировано слишком много, то такое планирование может быть пересмотрено. Для этого должны быть веские основания, среди которых и загруженность МКАДа. Если уже открыто разрешение на строительство, то пересмотра не будет», — заявил зампредседателя правительства Московской области Роман Филимонов.
Эта фраза, заставившая вздрогнуть девелоперов, строящих торгцентры у кольцевой, возникла не вдруг. Дело в том, что совсем недавно было решено объединить территориальные схемы Москвы и Подмосковья. По сути, столица и область договорились делать общий генплан. Схемами займется специальная рабочая группа, сформированная из специалистов по градостроительному планированию с обеих сторон. Кроме того, сейчас Минрегион разрабатывает закон о совместном территориальном планировании двух крупнейших субъектов федерации.
Как заявил заместитель мэра столицы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, уточненные генпланы Москвы и области будут готовы до конца 2014 года. Кроме того, общими будут и градостроительные нормативы двух округов, на это согласование власти отвели два года.
Отраслевые территориальные схемы новых округов Москвы, кстати, будут также утверждаться совместными решениям правительств Москвы и Московской области, и это произойдет в первой половине 2013 года. До этого момента процесс строительства будет продолжаться, как запланировано. В середине года власти утвердят основные транспортные коридоры, и, скорее всего, будет принят закон об ускоренном изъятии земель на территориях Новой Москвы.
В районе уже существующих торговых объектов будут построены новые дороги-дублеры с разгонной полосой. Первый дублер появится в районе выставочного центра «Крокус-Сити» и здания правительства Московской области, где всегда стоят пробки. Далее речь пойдет о Ленинградском шоссе. Финансирование реконструкции запланировано из бюджетов Москвы и Московской области, но часть инвестиций будет сделана за счет владельцев крупных торговых комплексов, которые получат дополнительные развязки.
В ТЦ регионального уровня, расположенных на МКАД, приезжает в день от 70 до 100 тысяч посетителей, что неизбежно ведет к пробкам на прилегающих дорогах. Среди торговых объектов вблизи МКАДа наиболее крупные по объемам и числу привлекаемых посетителей — торговые центры «Мега», Outlet Village Белая Дача, ТРЦ «Вегас», ТРЦ «РИО» на Дмитровке, ТРЦ «РИО» (Реутов), «Крокус Сити Молл», ТРЦ «Капитолий» на Правобережной ул., ТРЦ «Час Пик» (см. схему вверху).
Надо отметить, что строительство метров возле МКАД продолжается, и весьма активно. К примеру, в октябре этого года владельцы «Крокус Сити» заявили о том, что начинают возводить два торговых объекта на своей территории, а всего планируют построить до одного миллиона квадратных метров на своих территориях вблизи МКАД, причем это будут как торговые, так офисные, так и жилые помещения. В 2012 году на внешней стороне, на территории Мытищ, ожидается открытие ТРЦ «Июнь».
Группа риска
Только в заявленных планах девелоперов построить вблизи МКАД еще 19 объектов общей площадью 2,48 млн кв. м, 10 из которых уже строится. На пересечении МКАД и Алтуфьевского ш. строится ТРЦ «Весна!», в некотором отдалении от МКАД реализуются проекты Vnukovo Outlet Village и II-V фазы ТРЦ «Отрада» (см. схему вверху). Итого, к 2014 году в районе МКАД должно появиться около 1,07 млн кв. м. торговых объектов, сообщают аналитики.
Должно… если к тому времени ничего не изменится. Хоть господин Филимонов и уверяет, что власти не тронут проекты, которые уже получили разрешение на строительство, но, как сообщили RealEstate.ru источники в правительстве Москвы, некоторые из уже выданных разрешений на строительство явно будут отменены.
А будет ли жилье вместо?
Опрошенные консультанты считают, что чиновники могут изменить виды разрешенного использования земельных участков, и переориентировать торговые помещения на жилье, которое создает существенно меньшие транспортные потоки — в 20 раз меньше, чем торговые центры. Однако далеко не все участники рынка согласны с этой гипотезой.
Руслан Высоцкий, генеральный директор компании «СтройМенеджмент», пояснил, что жилье строить, конечно же, нужно, но не в пределах МКАД. «Оптимальная удаленность — не менее 10 — 15 км от города. Грузовой транспорт, въезжающий и выезжающие из города, создают серьезную нагрузку на МКАД, а если к ним присоединяться и жители новостроек, которые по утрам будут устремляться в столицу на работу и учебу, то Москва встанет окончательно. Ключевым моментом здесь является создание новых рабочих мест и экономических центров. Малоэтажная Новая Москва на юго-западе — первый шаг к решению проблемы, но надо будет создать еще несколько таких районов: это долгосрочная программа. Вдобавок власти должны повысить престижность этих новых районов, иначе ведомые старыми стереотипами люди будут по-прежнему стремиться ближе к центру».
Софья Танеева