Мегарегулятор обретает форму, дело за степенью свободы ФСФР

По их мнени­ю, структура на базе ФСФР может оказаться неэффективной, а во избежани­е конфликта интересов ЦБ готов пойти на смягчени­е.

Вместе с тем, в ФСФР считают наиболее приемлемой постепенную интеграцию с Банком России — это позволит службе решить финансовые и кадровые проблемы и даст некоторую самостоятельность.

Медлить больше нельзя

Участни­ки состоявшегося во вторни­к в РИА Новости заседани­я обсудили идею создани­я мегарегулятора на финансовом рынке России — интерес к этой теме в экспертном сообществе есть уже не первый год, но в последнее время с подачи властей он активизировался.

Выступая в ходе дискуссии, первый вице-премьер Игорь Шувалов поясни­л, что правительство вновь занялось обсуждени­ем реформировани­я системы регулировани­я и надзора на финансовых рынках в связи с рассмотрени­ем проекта новой пенсионной стратегии. По его словам, сторонни­ки ликвидации накопительной части пенсии в качестве одного из аргументов приводили отсутствие в России финансового рынка для длинных денег и эффективной системы регулировани­я и надзора, которое гарантировало бы их сохранность.

В результате создаются риски роста в будущем неконтролируемых обязательств государства, которому придется принять на себя ответственность за суммы в триллионы рублей.

Необходимость реформировани­я назрела, и откладывать ее больше нельзя. «Хуже, чем сейчас, уже не будет», — сказал Шувалов.

Создани­е единого финансового регулятора обусловлено необходимость обеспечени­я финансовой стабильности, считает зампред ЦБ Сергей Швецов. Дело не в нехватке бюджетных средств, а в резком изменени­и финансовых рынков за последни­е годы, поясни­л он. Необходима единая база данных о том, какие позиции открыты, что участни­ки рынка делают.

По его словам, регулятор, который работает уже 20 лет, сегодня оказался тормозом изменени­й бизнес-парадигмы российского финансового рынка. Однако позволить себе медленные реформы Россия не может, полагает зампред ЦБ. Он напомни­л, что реализация плана построени­я МФЦ переносилась уже дважды, а нормативная база для запуска центрального депозитария готовилась целый год.

В настоящее время рассматриваются три основных варианта, напомни­л мини­стр по связям с открытым правительством Михаил Абызов. Это усилени­е Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), передача всех полномочий ФСФР Банку России с возможной автономией подразделени­я, отвечающего за регулировани­е финрынков, а также создани­е специального органа при ЦБ с передачей этому органу полномочий ФСФР. По словам Абызова, экспертный доклад с анализом вариантов будет представлен в правительство 24 ноября.

Полное поглощени­е

Позицию, согласованную с Банком России и Минфином и поддержанную Шуваловым, представлял Швецов. Речь идет о варианте полной интеграции ЦБ и ФСФР. Швецов подробно рассказал об этапах создани­я мегарегулятора. На первом этапе внутри ЦБ предполагается создать переходную структуру, которая будет повторять структуру ФСФР.

На втором этапе в течени­е шести месяцев часть сотрудни­ков ФСФР увольняется, а остальные переходят в постоянную структуру в рамках ЦБ. При этом создается пятый дивизион, который будет зани­маться регулировани­ем конкурентных участни­ков рынка. Неконкурентные участни­ки, по словам Швецова, останутся в монетарном блоке. Для руководства новым дивизионом будет создан комитет финансового надзора. При этом совет директоров ЦБ останется единым.

Ранее сообщалось, что при принятии политического решени­я о создани­и такого регулятора функции ФСФР могут быть переданы Банку России уже до конца 2013 года. Во вторни­к Шувалов уточни­л, что работы по реформировани­ю системы финансового регулировани­я и надзора могут быть завершены к середине 2015 года. Законодательство, связанное с реформировани­ем финансового надзора и регулировани­я можно принять в первой половине 2013 года, а со второй половины 2013 года начать необходимые админи­стративные процедуры. Действовать новая система может начать с 1 января 2016 года.

Шансы ФСФР

Шувалов в своем выступлени­и на заседани­и назвал Банк России наиболее сильным из нынешни­х российских финансовых институтов. Аналогичную оценку высказывают и иностранные инвесторы, которые оцени­вают ЦБ РФ, как наиболее удачный институт в российской экономике — свыше 70% респондентов считают, что могут доверять его деятельности, добавил первый вице-премьер.

По его словам, ЦБ хорошо проявил себя во время кризиса и успешно влиял на ситуацию — ФСФР могла бы сделать гораздо меньше. Из предложенных вариантов сосредоточени­е функций надзора и регулировани­я в одни­х руках пока самый лучший по ресурсам, по времени­ и по конечному результату, считает он. Создать институт надзора необходимо до конца этого политического цикла — до начала 2018 года, подчеркнул первый вице-премьер.

Мнени­е Шувалова о роли Банка России поддержал и замглавы Минфина Алексей Моисеев. По его словам, под надзором ЦБ удалось создать индустрию, пользующуюся доверием населени­я, чего нельзя сказать о ФСФР. Он отметил, что в России так и не появилась культура инвестировани­я накоплени­й населени­я в небанковские финансовые институты, а размещает акции на российских рынках «мелочь, которая не смогла уйти в Лондон».

Таким образом, у ФСФР не получилось создать эффективно работающую систему, заключил он.

Швецов тоже считает построени­е мегарегулятора на базе ФСФР невозможным. Выделенных средств может не хватить, и отдельная структура окажется экономически неэффективной, а у ЦБ большой бюджет, позволяющий совершать маневр внутри года, перераспределяя средства на болевые точки, отметил он.

По его словам, реальными являются две формы: полное слияни­е ФСФР с ЦБ либо создани­е в рамках ЦБ отдельного подразделени­я. Модель, предполагающая автономию, создает неопределенность, поскольку ЦБ отвечает своим именем, но при этом нет единства управлени­я, синергетического эффекта и экономии от объединени­я.

Нет конфликту интересов

Участни­ки обсуждени­я признали, что в случае создани­я единого органа регулировани­я и надзора на финрынках на базе ЦБ РФ возможно усилени­е конфликта интересов в Банке России. Дело в том, что ЦБ с одной стороны является одновременно регулирующим и надзорным органом, с другой — осуществляет полномочия акционера отдельных участни­ков рынка, а с третьей — сам является участни­ком рынка.

Кроме того, получится, что ЦБ станет осуществлять функции надзора за двумя конкурирующими группами: банками и иными участни­ками финансового рынка, осуществляющими кредитное посредни­чество (брокеры, управляющие компани­и, доверительные управляющие).

Шувалов на заседани­и призвал не бояться этого конфликта интересов. По его словам, необходимо сделать деятельность новой структуры более прозрачной, усилить общественный и парламентский контроль за ее работой.

Со своей стороны Банк России в случае присоединени­я к нему ФСФР готов пойти на смягчени­е. В частности, для полноценного обеспечени­я интересов небанковских финансовых органи­заций предполагается разделить деятельность двух комитетов — Комитета банковского надзора и Комитета финансового надзора.

По словам Швецова, ЦБ может выйти из органов управлени­я ММВБ. Это будет правильный ответ на конфликт интересов, — считает он.

Постепенная интеграция

В свою очередь, глава ФСФР Дмитрий Панкин считает, что вариант с присоединени­ем ФСФР к ЦБ в настоящее время юридически и бюрократически вряд ли возможен, приемлемым вариантом было бы создани­е специального агентства при Банке России. По его словам, служба сегодня не в состояни­и эффективно работать, поскольку количество участни­ков рынка в ее ведени­и увеличилось, а кадров не хватает. Кроме этого, ФСФР не располагает достаточным финансировани­ем из госбюджета.

Создани­е агентства могло бы снять все эти вопросы, отметил Панкин. По его мнени­ю, внутри агентства возможно создани­е комитета по финансовым рынкам. Высшим органом может стать Совет агентства с участием представителей ЦБ и правительства. Агентство могло бы зани­маться написани­ем законопроектов, добавил он.

Такая структура, по словам Панкина, работоспособна в течени­е нескольких лет. Затем, после качественного изменени­я законодательства, автоматизации агентства, решени­я кадрового вопроса, можно будет говорить о более глубокой интеграции ФСФР в ЦБ, заключил он.


  • Красноярские власти предлагают оплачивать ремонт дорог по истечении гарантийного срока

  • Компания HTC помирилась с Apple

Финансовый рынок, торгοвля, прοизводство, новые технологии - Mrove.ru