Мегарегулятор обретает форму, дело за степенью свободы ФСФР
По их мнению, структура на базе ФСФР может оказаться неэффективной, а во избежание конфликта интересов ЦБ готов пойти на смягчение.
Вместе с тем, в ФСФР считают наиболее приемлемой постепенную интеграцию с Банком России — это позволит службе решить финансовые и кадровые проблемы и даст некоторую самостоятельность.
Медлить больше нельзя
Участники состоявшегося во вторник в РИА Новости заседания обсудили идею создания мегарегулятора на финансовом рынке России — интерес к этой теме в экспертном сообществе есть уже не первый год, но в последнее время с подачи властей он активизировался.
Выступая в ходе дискуссии, первый вице-премьер Игорь Шувалов пояснил, что правительство вновь занялось обсуждением реформирования системы регулирования и надзора на финансовых рынках в связи с рассмотрением проекта новой пенсионной стратегии. По его словам, сторонники ликвидации накопительной части пенсии в качестве одного из аргументов приводили отсутствие в России финансового рынка для длинных денег и эффективной системы регулирования и надзора, которое гарантировало бы их сохранность.
В результате создаются риски роста в будущем неконтролируемых обязательств государства, которому придется принять на себя ответственность за суммы в триллионы рублей.
Необходимость реформирования назрела, и откладывать ее больше нельзя. «Хуже, чем сейчас, уже не будет», — сказал Шувалов.
Создание единого финансового регулятора обусловлено необходимость обеспечения финансовой стабильности, считает зампред ЦБ Сергей Швецов. Дело не в нехватке бюджетных средств, а в резком изменении финансовых рынков за последние годы, пояснил он. Необходима единая база данных о том, какие позиции открыты, что участники рынка делают.
По его словам, регулятор, который работает уже 20 лет, сегодня оказался тормозом изменений бизнес-парадигмы российского финансового рынка. Однако позволить себе медленные реформы Россия не может, полагает зампред ЦБ. Он напомнил, что реализация плана построения МФЦ переносилась уже дважды, а нормативная база для запуска центрального депозитария готовилась целый год.
В настоящее время рассматриваются три основных варианта, напомнил министр по связям с открытым правительством Михаил Абызов. Это усиление Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), передача всех полномочий ФСФР Банку России с возможной автономией подразделения, отвечающего за регулирование финрынков, а также создание специального органа при ЦБ с передачей этому органу полномочий ФСФР. По словам Абызова, экспертный доклад с анализом вариантов будет представлен в правительство 24 ноября.
Полное поглощение
Позицию, согласованную с Банком России и Минфином и поддержанную Шуваловым, представлял Швецов. Речь идет о варианте полной интеграции ЦБ и ФСФР. Швецов подробно рассказал об этапах создания мегарегулятора. На первом этапе внутри ЦБ предполагается создать переходную структуру, которая будет повторять структуру ФСФР.
На втором этапе в течение шести месяцев часть сотрудников ФСФР увольняется, а остальные переходят в постоянную структуру в рамках ЦБ. При этом создается пятый дивизион, который будет заниматься регулированием конкурентных участников рынка. Неконкурентные участники, по словам Швецова, останутся в монетарном блоке. Для руководства новым дивизионом будет создан комитет финансового надзора. При этом совет директоров ЦБ останется единым.
Ранее сообщалось, что при принятии политического решения о создании такого регулятора функции ФСФР могут быть переданы Банку России уже до конца 2013 года. Во вторник Шувалов уточнил, что работы по реформированию системы финансового регулирования и надзора могут быть завершены к середине 2015 года. Законодательство, связанное с реформированием финансового надзора и регулирования можно принять в первой половине 2013 года, а со второй половины 2013 года начать необходимые административные процедуры. Действовать новая система может начать с 1 января 2016 года.
Шансы ФСФР
Шувалов в своем выступлении на заседании назвал Банк России наиболее сильным из нынешних российских финансовых институтов. Аналогичную оценку высказывают и иностранные инвесторы, которые оценивают ЦБ РФ, как наиболее удачный институт в российской экономике — свыше 70% респондентов считают, что могут доверять его деятельности, добавил первый вице-премьер.
По его словам, ЦБ хорошо проявил себя во время кризиса и успешно влиял на ситуацию — ФСФР могла бы сделать гораздо меньше. Из предложенных вариантов сосредоточение функций надзора и регулирования в одних руках пока самый лучший по ресурсам, по времени и по конечному результату, считает он. Создать институт надзора необходимо до конца этого политического цикла — до начала 2018 года, подчеркнул первый вице-премьер.
Мнение Шувалова о роли Банка России поддержал и замглавы Минфина Алексей Моисеев. По его словам, под надзором ЦБ удалось создать индустрию, пользующуюся доверием населения, чего нельзя сказать о ФСФР. Он отметил, что в России так и не появилась культура инвестирования накоплений населения в небанковские финансовые институты, а размещает акции на российских рынках «мелочь, которая не смогла уйти в Лондон».
Таким образом, у ФСФР не получилось создать эффективно работающую систему, заключил он.
Швецов тоже считает построение мегарегулятора на базе ФСФР невозможным. Выделенных средств может не хватить, и отдельная структура окажется экономически неэффективной, а у ЦБ большой бюджет, позволяющий совершать маневр внутри года, перераспределяя средства на болевые точки, отметил он.
По его словам, реальными являются две формы: полное слияние ФСФР с ЦБ либо создание в рамках ЦБ отдельного подразделения. Модель, предполагающая автономию, создает неопределенность, поскольку ЦБ отвечает своим именем, но при этом нет единства управления, синергетического эффекта и экономии от объединения.
Нет конфликту интересов
Участники обсуждения признали, что в случае создания единого органа регулирования и надзора на финрынках на базе ЦБ РФ возможно усиление конфликта интересов в Банке России. Дело в том, что ЦБ с одной стороны является одновременно регулирующим и надзорным органом, с другой — осуществляет полномочия акционера отдельных участников рынка, а с третьей — сам является участником рынка.
Кроме того, получится, что ЦБ станет осуществлять функции надзора за двумя конкурирующими группами: банками и иными участниками финансового рынка, осуществляющими кредитное посредничество (брокеры, управляющие компании, доверительные управляющие).
Шувалов на заседании призвал не бояться этого конфликта интересов. По его словам, необходимо сделать деятельность новой структуры более прозрачной, усилить общественный и парламентский контроль за ее работой.
Со своей стороны Банк России в случае присоединения к нему ФСФР готов пойти на смягчение. В частности, для полноценного обеспечения интересов небанковских финансовых организаций предполагается разделить деятельность двух комитетов — Комитета банковского надзора и Комитета финансового надзора.
По словам Швецова, ЦБ может выйти из органов управления ММВБ. Это будет правильный ответ на конфликт интересов, — считает он.
Постепенная интеграция
В свою очередь, глава ФСФР Дмитрий Панкин считает, что вариант с присоединением ФСФР к ЦБ в настоящее время юридически и бюрократически вряд ли возможен, приемлемым вариантом было бы создание специального агентства при Банке России. По его словам, служба сегодня не в состоянии эффективно работать, поскольку количество участников рынка в ее ведении увеличилось, а кадров не хватает. Кроме этого, ФСФР не располагает достаточным финансированием из госбюджета.
Создание агентства могло бы снять все эти вопросы, отметил Панкин. По его мнению, внутри агентства возможно создание комитета по финансовым рынкам. Высшим органом может стать Совет агентства с участием представителей ЦБ и правительства. Агентство могло бы заниматься написанием законопроектов, добавил он.
Такая структура, по словам Панкина, работоспособна в течение нескольких лет. Затем, после качественного изменения законодательства, автоматизации агентства, решения кадрового вопроса, можно будет говорить о более глубокой интеграции ФСФР в ЦБ, заключил он.