Президент электромобилей
В своей предвыборной кампании Обама уделил много внимания содействию автопроизводителям США, в частности, государственной финансовой помощи, которая фактически спасла в 2009 году General Motors и Chrysler от банкротства, и позволила сохранить огромное количество рабочих мест.
Президент делал акцент на том, что в настоящее время эти компании значительно улучшили свое положение, по всей видимости, с учетом помощи от властей США.
При этом американские эксперты считают этот шаг спорным, поскольку финансовую помощь получили только GM и Chrysler, что могло дать им необоснованное преимущество по отношению к конкурентам.
Эксперты сайта Politfact.com отметили, что в США существует ряд других автопроизводителей, которые были вынуждены бороться с финансовыми трудностям своими силами, и достигли в этом успеха не меньшего, чем фирмы, которым помогло государство. Кроме того, за финансирование GM и Chrysler фактически платили рядовые налогоплательщики. Тем не менее, сам факт вывода GM и Chrysler из кризиса за счет государственной помощи позволил Обаме получить голоса «автомобильных» штатов Огайо и Мичиган, которые являются «сердцем» автомобильной индустрии США.
Обама предположительно будет придерживаться своей идеи о выводе на дороги США к 2015 году 1 миллиона электромобилей.
Программу государственной помощи компаниям, которые разрабатывают новые технологии для электромобилей, пришлось приостановить во время предвыборной кампании, поскольку соперники Обамы, республиканцы, обрушили с критикой позиции соратников действующего президента по этому вопросу.
Теперь выплаты в рамках правительственной программы ATVM (Advanced technology vehicles manufacturing - «Производство высокотехнологичных транспортных средств»), ориентировочный бюджет которой составляет 25 миллиардов долларов, могут продолжиться.
Переизбрание Обамы, в частности, означает, что установленные властями требования к топливной экономичности, скорее всего, в ближайшие несколько лет не будут меняться.
Напомним, ранее администрация Обамы установила стандарт расхода топлива, которому должны будут соответствовать все новые автомобили на рынке США в 2025 году - 54,5 мили пути на одном галлоне топлива (около 4,3 литра горючего на 100 километров пути).
Стоит отметить, что общая ориентация автоиндустрии США на создание высокотехнологичных и экологически чистых автомобилей создает новые рабочие места. По данным СМИ, необходимость соответствовать новым требованиям властей подтолкнула автопроизводителей в США к созданию около 230 тысяч новых рабочих мест с 2009 года.
Кроме того, администрация Обамы, вероятнее всего, продолжит развивать протекционистские меры в отношении отечественного автопрома.
Ранее власти США обратились в ВТО с требованиями отменить антидемпинговые пошлины в Китае, из-за которых автокомпании из Штатов потеряли около $3,3 млрд при импорте машин.
Помимо прочего администрации Обамы предстоит принять решение о создании единого стандарта выброса вредных веществ автомобильными двигателями - ужесточение существующих требований усложнит процесс обработки топлива и сделает его дороже. Создать такой стандарт Обама обещал еще во время предвыборной кампании на первый срок, но требования так и не были сформированы.
Также под вопросом находится требование Национальной администрации дорожной безопасности США (NHTSA) оснастить к 2014 году все машины на американском рынке камерами заднего обзора. Это нововведение позволит сократить случаи непроизвольных наездов на маленьких детей - водители не видят их в обычное зеркало заднего вида. Препятствием для принятия этого требования стали жалобы автопроизводителей. По данным NHTSA, оснащение новых автомобилей камерой внешнего обзора увеличит их стоимость на 50 или 200 долларов, в зависимости от того, оснащена ли приборная панель машины дисплеем. В настоящий момент рассмотрение этого вопроса властями США заморожено.
Пока неизвестно будет ли запущен новый этап государственной программы утилизации автохлама Cash for clunkers, которая успешно прошла в 2009 году и подстегнула продажи новых автомобилей в США, в том числе, с гибридными силовыми установками.
На вопрос о том, как переизбранный президент повлиял на автоиндустрию США, независимый автомобильный аналитик Иван Бончев сказал, что Обама «конечно, помог, когда это было необходимо и результаты его деятельности, достаточно неплохие, насколько мы сейчас можем видеть».
«Возможно, этому поспособствовало тому, что экономический цикл США развернулся и в этой стране сейчас все идет неплохо, — считает эксперт. - Но ожидать в будущем сильного вмешательства государства в автомобильную индустрию США не стоит».
Автор: Сергей Гусаров