В Казахстане изменят транспортное законодательство для улучшения качества обслуживания и снижения адмбарьеров
Основными целями данного законопроекта определены снижение административных барьеров, повышение конкурентоспособности отечественной транспортной отрасли и качества обслуживания, развитие инфраструктуры и обеспечение безопасности, а также гармонизация законодательства с требованиями международных договоров.
В сфере автомобильного транспорта для обеспечения сохранности автомобильных дорог предлагается внедрить автоматизированную систему взвешивания, которая позволит измерять полную массу и осевые нагрузки автотранспортных средств в движении. Это приведет к полной автоматизации контроля и снижению коррупционных проявлений, обеспечит 100%-ный учет грузовых автотранспортных средств, сократит сроки доставки грузов и снизит себестоимость перевозки.
Для улучшения ситуации с общественным транспортом законопроектом предлагается внедрение единых стандартов услуг автовокзалов и автостанций, перевозчиков автобусов и такси, электронного билетирования пассажиров, закрепление за местными исполнительными органами функций по организации деятельности автовокзалов, автостанций и такси.
В сфере железнодорожного транспорта предлагается создание новой целевой модели железнодорожной отрасли, что предполагает реорганизацию АО «НК «?аза?стан темір жолы» путем разделения деятельности по оказанию услуг магистральной железнодорожной сети, являющейся естественной монополией, от потенциально конкурентной перевозочной деятельности.
Также законопроектом предусмотрено внедрение стандартов качества деятельности вокзалов и пассажирских перевозок, обеспечение доступа для инвалидов и маломобильных групп, внедрение электронного билетирования, а также в рамках искоренения проблемы отсутствия и перепродажи билетов регламентировать организацию продажи билетов.
В сфере гражданской авиации предлагается усилить ответственность за неоказание услуг пассажиру при задержке и отмене рейса, обеспечить доступность услуг для инвалидов, регламентировать деятельность аэровокзалов. Наряду с этим, предусмотрена также ответственность пассажира за нарушение правил поведения в самолетах, использование мобильных телефонов и курение во время полета.
Для обеспечения надлежащего контроля и надзора за деятельностью авиапредприятий предлагается осуществление сертификации уполномоченным органом с участием РГП «Центр по обеспечению безопасности полетов». В частности, функции сертификационного обследования будут возложены на РГП «Центр по обеспечению безопасности полетов», по результатам которого Комитетом гражданской авиации будет приниматься решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата гражданской авиации.
В части либерализации рынка авиаперевозок на первом этапе законом РК от 10 июля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам сокращения разрешительных документов и оптимизации контрольных и надзорных функций государственных органов» отменено конкурсное распределение внутренних авиамаршрутов среди казахстанских авиакомпаний.
Настоящим же законопроектом планируется реализовать второй этап либерализации посредством отмены функций Комитета гражданской авиации по утверждению графиков расписаний регулярных внутренних рейсов. Мониторинг выполнения полетов будет обеспечен через системы бронирования авиаперевозок и системы планирования полетов, предоставляемые органами обслуживания воздушным движением.
Все эти меры будут способствовать увеличению пассажиропотока, снижению тарифов, расширению географии полетов, повышению доходности аэропортов.
В сфере водного транспорта законопроектом предусмотрено внедрение системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии, увеличение суммы штрафов за наиболее опасные виды административных правонарушений. Осуществление государственного контроля и надзора в морских портах предлагается возложить централизованно на Комитет транспортного контроля МТК РК, исключив институт «Морской администрации порта» ввиду ее отсутствия.
Для решения проблемы дефицита морских специалистов предлагается применение норм международных конвенций в области морского транспорта, предусматривающих внедрение в Казахстане международных стандартов подготовки и дипломирования моряков. Данная мера обеспечит признание дипломов казахстанских учебных заведений на территории других государств. Помимо сертификации организаций образования по подготовке моряков, планируется внедрить обязательное прохождение плавательной практики.
Изменения коснутся также и сферы транспортной безопасности. Все виды транспорта и транспортной инфраструктуры должны быть оснащены инженерно-техническими средствами и системами обеспечения безопасности, иметь в наличии планы готовности в кризисной ситуации. За несоблюдение и нарушение данных норм законопроектом планируется ввести административную ответственность в отношении руководителей объектов и перевозчиков.
Кроме того, по аналогии с авиаперевозками предлагается ввести механизм досмотра пассажиров на всех видах транспорта. Однако досмотр будет осуществляться при возникновении высокой степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства, в частности, при проведении официальных мероприятий и наличии оперативных сведений правоохранительных органов в отношении определенных лиц.