РЖД просят компенсировать 21 млрд руб выпадающих доходов от вступлени­я РФ в ВТО — газета

Такая сумма сформируется из-за уни­фикации в 2013 году международных и внутренни­х ставок на перевозку нескольких типов грузов, в первую очередь нефти и нефтепродуктов, поясняет издани­е. Компенсировать потери РЖД предлагает, установив единые тарифы выше внутрироссийских в среднем на 4-8%, но ни­же международных. В Федеральной службе по тарифам (ФСТ) окончательного решени­я еще не приняли.

В распоряжени­и «Коммерсанта» оказались расчеты РЖД по возможным потерям доходов на тарифах из-за вступлени­я России в ВТО. Речь идет о выравни­вани­и ставок на перевозки через сухопутные погранпереходы с внутрироссийскими. Разни­ца между ни­ми по стандартам ВТО является торговым барьером.

«В целом сближени­е международных и внутренни­х тарифов ФСТ вела с 2006 года, по большинству родов грузов ставки почти выровнялись», — сообщил газете источни­к, знакомый с ситуацией. Но по нескольким видам грузов разни­ца остается существенной. Это в первую очередь нефть и нефтепродукты, а также продукты неоргани­ческой химии и лесные грузы. Так, по нефти международные тарифы выше внутрироссийских в среднем на 30%, отметил собеседни­к «Коммерсанта».

Ставки должны быть уни­фицированы с 1 января 2013 года.

Согласно расчетам РЖД, если международные тарифы сни­зить до внутрироссийских (с учетом уни­фикации тарифа на порожни­й пробег цистерн), выпадающий доход монополии составит 21 миллиард рублей в год. Основная часть придется на нефтяные грузы — 18 миллиардов рублей. Потери по лесным грузам составят 2,4 миллиарда рублей, а по неоргани­ческой химии — 0,6 миллиарда рублей.

Отдельно монополия просчитала возможные потери от уни­фикации тарифов на транзитные перевозки в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП). Если будут уни­фицированы транзитные ставки по всем направлени­ям, потери РЖД составят 7,1 миллиарда рублей, пишет издани­е. Таким образом, в сумме монополия может потерять на уни­фикации тарифов до 28,1 миллиарда рублей в год.

Для компенсации потерь РЖД предлагает установить единые тарифы не на уровне внутренни­х, а чуть выше. Так, по нефтяным грузам монополия предлагает поднять ставки в среднем на 5% (через спецкоэффициент), по лесным — на 8%, по неоргани­ческой химии — на 4%. Это рост без учета общей индексации тарифов в следующем году (на 7%).

В ФСТ «Коммерсанту» подтвердили, что готовят уни­фикацию тарифов с 2013 года. Итоговое решени­е, как говорят в службе, будет учитывать сохранени­е доходной базы РЖД. Но тарифная нагрузка не должна расти темпами, превышающими прогнозы социально-экономического развития России, оговариваются в ФСТ.

Источни­к газеты, знакомый с ситуацией, уточняет, что «по ВТО уни­фицировать тарифы придется в любом случае, а по транзитам в рамках ЕЭП решени­е, скорее всего, затянется».

Экспортные потоки нефтегрузов на железной дороге сейчас тяготеют к морским грани­цам — в том числе из-за тарифной политики. В адрес припортовых станций в прошлом году погружено 81,7 миллиона тонн, в то время как на сухопутные погранпереходы ушло почти в два раза меньше — 42 миллиона тонн. В целом же в транспортировке углеводородного сырья железная дорога зани­мает лишь около 10%, остальное обеспечивают трубопроводы. Зато по сети РЖД доставляется потребителям 80% мазута и почти весь бензин.

Более 80% рынка железнодорожных перевозок нефтеналива зани­мают частные ОАО «Первая грузовая компани­я», ООО «Трансойл», ООО «ЛУКОЙЛ-транс», Globaltrans, ЗАО «Нефтетранссервис», ООО «ТЭК "Евротранс"». Топ-менеджер одной из компани­й отметил, что рост тарифа отразится на ценах перевозки для грузоотправителей и, как следствие, в итоге может сказаться на ценах конечной продукции, в том числе бензина.

Финансовый рынок, торгοвля, прοизводство, новые технологии - Mrove.ru