РЖД просят компенсировать 21 млрд руб выпадающих доходов от вступления РФ в ВТО — газета
Такая сумма сформируется из-за унификации в 2013 году международных и внутренних ставок на перевозку нескольких типов грузов, в первую очередь нефти и нефтепродуктов, поясняет издание. Компенсировать потери РЖД предлагает, установив единые тарифы выше внутрироссийских в среднем на 4-8%, но ниже международных. В Федеральной службе по тарифам (ФСТ) окончательного решения еще не приняли.
В распоряжении «Коммерсанта» оказались расчеты РЖД по возможным потерям доходов на тарифах из-за вступления России в ВТО. Речь идет о выравнивании ставок на перевозки через сухопутные погранпереходы с внутрироссийскими. Разница между ними по стандартам ВТО является торговым барьером.
«В целом сближение международных и внутренних тарифов ФСТ вела с 2006 года, по большинству родов грузов ставки почти выровнялись», — сообщил газете источник, знакомый с ситуацией. Но по нескольким видам грузов разница остается существенной. Это в первую очередь нефть и нефтепродукты, а также продукты неорганической химии и лесные грузы. Так, по нефти международные тарифы выше внутрироссийских в среднем на 30%, отметил собеседник «Коммерсанта».
Ставки должны быть унифицированы с 1 января 2013 года.
Согласно расчетам РЖД, если международные тарифы снизить до внутрироссийских (с учетом унификации тарифа на порожний пробег цистерн), выпадающий доход монополии составит 21 миллиард рублей в год. Основная часть придется на нефтяные грузы — 18 миллиардов рублей. Потери по лесным грузам составят 2,4 миллиарда рублей, а по неорганической химии — 0,6 миллиарда рублей.
Отдельно монополия просчитала возможные потери от унификации тарифов на транзитные перевозки в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП). Если будут унифицированы транзитные ставки по всем направлениям, потери РЖД составят 7,1 миллиарда рублей, пишет издание. Таким образом, в сумме монополия может потерять на унификации тарифов до 28,1 миллиарда рублей в год.
Для компенсации потерь РЖД предлагает установить единые тарифы не на уровне внутренних, а чуть выше. Так, по нефтяным грузам монополия предлагает поднять ставки в среднем на 5% (через спецкоэффициент), по лесным — на 8%, по неорганической химии — на 4%. Это рост без учета общей индексации тарифов в следующем году (на 7%).
В ФСТ «Коммерсанту» подтвердили, что готовят унификацию тарифов с 2013 года. Итоговое решение, как говорят в службе, будет учитывать сохранение доходной базы РЖД. Но тарифная нагрузка не должна расти темпами, превышающими прогнозы социально-экономического развития России, оговариваются в ФСТ.
Источник газеты, знакомый с ситуацией, уточняет, что «по ВТО унифицировать тарифы придется в любом случае, а по транзитам в рамках ЕЭП решение, скорее всего, затянется».
Экспортные потоки нефтегрузов на железной дороге сейчас тяготеют к морским границам — в том числе из-за тарифной политики. В адрес припортовых станций в прошлом году погружено 81,7 миллиона тонн, в то время как на сухопутные погранпереходы ушло почти в два раза меньше — 42 миллиона тонн. В целом же в транспортировке углеводородного сырья железная дорога занимает лишь около 10%, остальное обеспечивают трубопроводы. Зато по сети РЖД доставляется потребителям 80% мазута и почти весь бензин.
Более 80% рынка железнодорожных перевозок нефтеналива занимают частные ОАО «Первая грузовая компания», ООО «Трансойл», ООО «ЛУКОЙЛ-транс», Globaltrans, ЗАО «Нефтетранссервис», ООО «ТЭК "Евротранс"». Топ-менеджер одной из компаний отметил, что рост тарифа отразится на ценах перевозки для грузоотправителей и, как следствие, в итоге может сказаться на ценах конечной продукции, в том числе бензина.