Создание мегарегулятора необходимо для пенсионной реформы
Игорь Шувалов, первый вице-премьер
«Задачи создать какой-то единый мегарегулятор финансового рынка у нас нет.
Прошлогоднее объединение страхового и финансового надзора было плодом компромисса. Но новый глава ФСФР Дмитрий Панкин сразу стал поднимать вопрос, что эта структура так работать не будет. Нужно другое материально-техническое обеспечение, другие кадры.
Тут подоспела пенсионная реформа, которая обнажила болячку - отсутствие у нас развитого финансового рынка. У нас его просто нет. Поэтому и никаких длинных денег не было. Нам сказали: разберитесь сначала с финансовым рынком, а потом приходите к нам за пенсионными накоплениями.
Ставилась задача с имеющимися ресурсами и в короткое время (в текущий политический цикл до 2018 года) создать цивилизованные правила сохранен капиталов людей и компаний.
Все международные эксперты оценивают Центральный банк как наиболее удачный институт. Это еще раз подтвердил кризис: реакция Центрального банка и Минфина были несопоставимы с ФСФР. При нынешних бюджетных ограничениях мы не сможем обеспечить финансовые вливания в одну службу. Все остальные - и правоохранительные органы и оборона тоже потребуют.
В наших условиях разделение нормотворческих, регуляторных и надзорных функций не работает. Принимать управленческие решения и проводить их в жизнь в таких условиях невозможно. Это доказал наш опыт административной реформы 2004 года, сторонником которой был в том числе и я.
Крайне важно определиться, какие полномочия будут после предстоящей смены у нового руководителя Центрального банка (контракт председателя ЦБ Сергея Игнатьева истекает в июне 2013 года - "Финмаркет").
Мое представление, что достаточно два года для отладки новой системы регулирования финансовых рынков. Было бы замечательно, если бы мегарегулятор заработал с 1 января 2016 года».
Алексей Моисеев, замминистра финансов
«Главный риск — ничего не делать. Риск потери наших финансовых рынков. У нас их и так фактически нет. Осталась мелочь, которая не ушла в Лондон.
Нет культуры инвестирования в небанковские финансовые инструменты. Поэтому и нет длинных денег. После создание системы страхования вкладов у нас выросли депозиты в банках на 10 трлн руб., а в накопительном страховании жизни - даже сократились.
Причина в том, что под руководством Центрального банка создана индустрия, которой население доверяет.
Созданием агентства по финансовым рынкам при Центробанке проблемы бюрократических барьеров, координации в принятии решений, увеличения финансирования не решить. Хуже того, размывается ответственность: вроде как ЦБ, но решение принимает не ЦБ. Это более масштабный конфликт интересов, чем сейчас. Нужно полное слияние».
Дмитрий Панкин, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР)
«Координация, взаимодействие и применение единых подходов к регулированию всех сегментов финансовых рынков — все это надо.
Но центральный аргумент за создание мегарегулятора на базе Центрального банка - вопросы материально-технического обеспечения, численности персонала, вопросы индивидуальных контрактов с ценными специалистами, автоматизации надзора решать легче.
Наши 1200 сотрудников завалены рутинной работой. Часть отчетности до сих пор собирается в бумажном виде. Деньги на информационные технологии были потрачены — эффекта нет. Есть всего 5-6 человек которые могут писать нормативные акты.
Количество поднадзорных организаций:
978 действующих банков,
9000 микрофинансовых организаций, инвестфондов,
206 000 АО, которые регистрируют у нас проспект эмиссии.
Выдано за год 609 лицензий (у ЦБ - 20).
У нас 5000 требований по устранению нарушений; 500 у Центробанка. 5000 штрафов у нас, 300 — у ЦБ. ФСФР — это конвейер по производству административных действий.
Как все эти решения проводить через центральный аппарат ЦБ, у меня представления нет. Может возникнуть организационный коллапс.
Особенно опасно, если за этим ЦБ не углядит за каким-то из своих подопечных.
Ряд функций ФСФР качественно отличаются от того, чем сейчас занимается ЦБ. Например, выявление манипулированием рынка, инсайд, регистрация микрофинансовых организаций, депозитарии.
Оптимальный вариант - агентство при Центральном банке, который утверждает смету и руководство. Говорить о более глубокой интеграции можно будет года через три-четыре только после революционного изменения законодательной базы, качественного повышения уровня информатизации, укрепления кадрового состава».
Сергей Швецов, заместитель председателя Центрального банка
«Пассивный регулятор стал тормозом для изменения бизнес-парадигмы российского финансового рынка.
Регулятор должен быть один. В последние десятилетия финансовый рынок сильно изменился: потерял грани между своими сегментами и географически стал един. 2008 год показал, что проблемы на маленьком американском рынке ипотечных облигаций вылился в глобальный кризис, потерялось доверие, перестали работать рынки государственных ценных бумаг Центральной и Западной Европы.
Финансовая стабильность требует наличия единой базы данных об открытых позициях и действиях всех участников рынка.
Мы не можем позволить себе медленные изменения. У ЦБ есть большой бюджет, который мы можем перераспределять для решения возникающих проблем. Если ФСФР будет отдельным подразделением, экономического эффекта от этого скорее всего не будет: все равно сохранится двойное регулирование, двойная отчетность.
Риски для ЦБ от присоединения ФСФР:
У нас сложный 2013-2014 годы, когда мы завершаем переход к инфляционному таргетированию. Стержнем этой системы является доверие населения к действиям ЦБ. В случае каких-то сбоев, присоединение ФСФР будет компрометировать Центральный банк. Но такой риск все равно есть, так как мы регулируем банковскую деятельность.
Второй риск - конфликт интересов. Мы владеем инфраструктурой российского рынка. Но у нас есть согласованный с правительством план выхода из состава участников ММВБ. В ближайшее время мы можем выйти из ее руководства. Снижать уровень участия ЦБ будет и в руководстве Сбербанка.
Объединение возможно осуществить в течение полугода. Для этого в структуре ЦБ создается пятый дивизион, в точности повторяющий структуру ФСФР. В итоге юридическая служба, инспектирование, хозяйственные службы, бухгалтерский департамент будут едиными.
Создается комитет финансового надзора, который по аналогии с комитетом банковского надзора вершит свое правосудие. Нормативные акты будет принимать единый совет директоров и серьезные решения в области регулирования.
За Минфином должна остаться законотворческая деятельность, принятие различных стратегий. Кроме того, при нем сейчас создается комитет финансовой стабильности, который будет координировать действия государства и Банка России в области предотвращения кризисных ситуаций».