«Роснефть» вернула совет да любовь в ТНК-ВР
Совет директоров ТНК-ВР будет работать без третьего независимого директора. Об этом договорились акционеры компании: консорциум российских бизнесменов AAR и британская ВР.
«Стороны согласились внести изменения в некоторые положения устава TNK-ВР Limited, — говорится в сообщении консорциума. — Данные изменения позволят существующему составу совета директоров, в котором отсутствует третий независимый директор, принимать решения как по вопросам, требующим простого большинства, так и по вопросам, требующим единогласного решения».
После внесения согласованных изменений функции совета директоров ТНК-ВР будут восстановлены в полном объеме, и совет сможет рассматривать все вопросы, находящиеся в его юрисдикции.
Совет директоров ТНК-ВР утратил кворум после того, как в конце прошлого года его покинули независимые директора Герхард Шредер и Джеймс Ленг, которые ушли из-за конфликта акционеров.
Конфликт был вызван сделкой ВР и «Роснефти», который в начале 2011 года объявили о создании альянса по освоению арктического шельфа. AAR выступил против, сославшись на акционерное соглашение ТНК-ВР, согласно которому ВР должна всю деятельность в России осуществлять только через совместное предприятие. Дело дошло до суда, и Стокгольмский арбитраж принял сторону AAR, после чего «Роснефть» разорвала сделку.
После ухода Шредера и Ленга, в ТНК-ВР оставался один независимый директор - глава РСПП Александр Шохин. Крупнейший российский акционер (25%) ТНК-ВР Михаил Фридман говорил, что стороны пытались вести дела без кворума, но в этом случае нужно было обоюдное согласие акционеров, а взгляды на многие вопросы у них расходились.
Фридман, отошедший от оперативного управления компанией в мае текущего года, покинул пост главы ТНК-ВР во многом именно из-за отсутствия кворума в совете директоров. Как рассказывал «Газете.Ru» источник, близкий к AAR, ВР, пользуясь тем, что кворума нет, «предпринимала попытки неконструктивного вмешательства в повседневную деятельность компании, превышая предусмотренные в соглашении акционеров полномочия», а Фридман был не готов работать в таких условиях.
Источники, близкие к ВР, в свою очередь, обвиняли консорциум - британская компания еще в апреле 2012 года выдвинула в совет директоров своего кандидата Эверта Хенкеса, а ТНК-ВР сообщила об этом лишь в конце мая. Окончательно Хенкес был утвержден в качестве независимого директора в начале октября.
Но назначение Хенкеса кворум не заполнило, и до нынешнего дня совет директоров не мог принимать решения по ключевым вопросам.
Представители AAR и ТНК-ВР в четверг были недоступны для комментариев.
Представитель ВР подтвердил, что соглашение об изменении устава ТНК-ВР достигнуто и заявил, что британская компания приветствует восстановление нормального корпоративного управления в совместном предприятии.
Акционеры ТНК-ВР пришли к консенсусу на фоне продажи компании «Роснефти». В первом квартале следующего года должна быть завершена сделка по покупке 50% компании у ВР (сумма составит $28 млрд), в дальнейшем «Роснефть» планирует выкупить за аналогичную сумму вторую половину актива у AAR.
«У сторон появилась определенность относительно своего будущего (продажа долей "Роснефти"), и они решили прийти к соглашению- —комментирует аналитик ИФД "КапиталЪ" Виталий Крюков. - Также, очевидно, и сама "Роснефть" выразила пожелание, чтобы до завершения сделок операционная деятельность ТНК-ВР не страдала из-за разногласий AAR и ВР».