МЭА: К 2020 году США станут ведущим производителем нефти
В своем тщательно изучаемом экспертами ежегодном докладе World Energy Outlook, агентство, консультирующее индустриальные страны по вопросам энергетической политики, заявило, что «возрождение добычи нефти и газа в Соединенных Штатах» перекраивает мировую энергетическую карту.
Эта оценка, которая была в высказана в выпущенном в понедельник докладе, противоречит прошлогодней, предполагавшей, что за первое место будут соперничать Россия и Саудовская Аравия.
«Примерно к 2020 году Соединенные Штаты могут стать крупнейшим мировым производителем нефти», на время обогнав Саудовскую Аравию, заявило агентство. «В результате импорт нефти в США [сейчас покрывающий 20% их потребностей] будет продолжать падать, пока примерно к 2030 году Америка не станет чистым экспортером нефти».
Основной причиной этой перемены станет более быстрая, чем ожидалась, разработка углеводородных ресурсов, скрытых в сланцах и прочих породах с низкой проницаемостью. Эти ресурсы только недавно стали доступны благодаря комбинации двух технологий: гидроразрыва и горизонтального бурения.
По прогнозу МЭА, добыча нефти в США достигнет пика в 2020 году на уровне 11,1 миллиона баррелей в день. В 2011 году она составляла 8,1 миллиона баррелей в день.
МЭА прогнозирует, что в течение десятилетия объемы импортируемой Америкой нефти упадут больше, чем на половину - с 10 миллионов баррелей в день до всего четырех миллионов баррелей в день. Изрядная часть этого спада будет связана с ростом добычи внутри страны, однако меры по повышению энергетической эффективности транспортного сектора также сыграют, по мнению МЭА, значительную роль.
Выводы МЭА отчасти подтверждает Организация стран-экспортеров нефти, на прошлой неделе впервые признавшая, что сланцевая нефть лишит ее значительной части американского рынка.
ОПЕК заявила, что США будут импортировать в 2035 году менее двух миллионов баррелей в день - почти на три четверти меньше, чем сейчас.
Это не означает, что ОПЕК лишится своих позиций в мире. По данным МЭА, к 2035 году доля организации в мировой добыче нефти возрастет с нынешних 42% до 50%, причем большая часть этой нефти будет идти в Азию.
Утверждается, что в ближайшие десять лет потребность США в импортируемой с Ближнего Востока нефти упадет практически до нуля, а в 2035 году 90% ближневосточного нефтяного экспорта будет направляться в Азию, создавая новую торговую ось. МЭА намекнуло, что обретение США энергетической независимости может привести к пересмотру военных союзов и что вместо США обеспечением безопасности морских путей, по которым осуществляются поставки нефти из Персидского залива, возможно, будут заниматься азиатские страны.
«Азиатским странам следовало бы проявлять намного больше интереса к стабильности и безопасности своих ближневосточных поставщиков», — заметил заместитель исполнительного директора МЭА Ричард Джонс (Richard Jones).
Многие в США уже сомневаются в необходимости держать американские корабли в Персидском заливе. «Это безумие, что наш Пятый флот находится там и защищает нефть, которая уходит в Китай и Европу», — процитировал на прошлой неделе главу специализирующегося на энергетике хедж-фонда BP Capital Management Т. Буна Пикенса (T. Boone Pickens) американский журнал Parade.
Впрочем, МЭА полагает, что преобладание США в области добычи нефти может оказаться недолгим.
«Если [в США] не будет обнаружено новых ресурсов и если цены на нефть будут ниже, чем сейчас, Саудовская Аравия может вернуться на первое место», — утверждает главный экономист и директор по глобальной энергетической экономике МЭА Фатих Бирол (Fatih Birol).
Агентство предупредило, что с новой ролью сланцевого газа связан особый риск: она может усилить конкуренцию за водные ресурсы, необходимые для энергетических проектов.
Сланцевую нефть и сланцевый газ добывают, закачивая в землю под высоким давлением смесь воды, песка и химикатов, чтобы расколоть породу. Этот процесс называется гидравлическим разрывом пласта или гидроразрывом.
При этом дополнительные издержки, связанные с интенсивным использованием воды, будут увеличиваться, что может «угрожать рентабельности проектов» по добыче сланцевого газа и сланцевой нефти, а также по производству биотоплива, полагает агентство.