Испытания алколазера оставили ГИБДД с носом
1 и 2 ноября этого года на Мурманском шоссе был установлен единственный в мире экземпляр алколазера «Бутон», созданный инженерами петербургской компании «НПП Лазерные системы». Для чистоты эксперимента, проверяющие сами употребляли спиртное.
В результате комиссия признала, что дорогая инновация пока влияет на лишение водительских прав менее эффективно, чем бесплатный нос инспектора.
Алколазер «Бутон» — первый в мире прибор для дистанционного определения паров алкоголя в салоне автомобиля. Информация о нем активно обсуждалась в СМИ несколько лет назад.
Разработка новинки началась инженерами петербургской компании «НПП Лазерные системы» в 2007 году. Тогда предполагалось, что антиалкогольный радар поступит на вооружение ДПС в 2009 году. Затем сроки реализации проекта отодвинулись. В дальнейшем государство выделило 24,6 миллионов рублей и заключило контракт с «НПП Лазерные системы». К ноябрю 2011 года был завершен опытно-конструкторский образец, однако с производством не спешили.
— Как минимум, нужны заказы для начала серийной сборки. — комментировали представители этого предприятия интернет-порталу «Водитель Петербурга» еще год назад.
Именно для начала массового внедрения алколазера на дорогах России 1 и 2 ноября этого года по указанию начальника Департамента тыла МВД России Сергея Сергеева и были проведены испытания.
В связи с ценой инновации, составляющей 400 тысяч рублей за стационарный и 800 тысяч рублей за ручной прибор, тестирующие офицеры вели себя бережно по отношению к изделию и оказались дотошными в выводах.
По данным «Фонтанки» алколазер «Бутон» был установлен на территории Всеволожского района Ленинградской области на 12 километре Мурманского шоссе возле магазина IKEA.
В первый день испытаний — 1 ноября алколазер считывал информацию с десяти метров. Его датчики проанализировали 400 проезжающих мимо машин. Дважды «Бутон» реагировал на пары эталона, но, после проверки водителей этих автомобилей, петербуржцы оказались вне подозрений. Как нашему изданию прокомментировал один из сотрудников, принимавших участие в тесте, «скорее всего прибор уловил пары омывателя».
Помимо случайных машин «Бутону» предоставили возможность уличить заведомо нетрезвых водителей. Для этого двое офицеров, употребив алкоголь, создали нужную концентрацию в 0.15 мг/л (количество миллиграммов на литр выдыхаемого воздуха) в салоне служебного автомобиля «Рено Логан». Затем они курсировали мимо радара 17 раз. Десять раз лазер прибора зафиксировал нарушение, семь раз не обратил внимание на нетрезвых полицейских.
По мнению самих проверяющих такая статистика была вызвана тем, что система не реагирует на пьяного водителя если окно в салоне автомашины приоткрыто. К тому же изделие по разному ведет себя, в зависимости от того включен ли отопитель в салоне или нет.
На второй день мероприятий «Бутон» ловил нарушителей уже на расстоянии в 17 метров. 2 ноября его лучи отсканировали боковые стекла 800 машин. Сотрудники Департамента тыла и в этом случае умышленно провоцировали прибор — повторно употребили спиртное. Только теперь они настойчиво проезжали мимо «Бутона» на иномарке «Форд Фокус». Из 12 раз, только в пяти радар показал нарушение.
Как пояснил журналистам «Фонтанки» собеседник в Департаменте материально-технического снабжения МВД, комиссия признала «Бутон» не совсем совершенным. Так по нашей информации в отчете отражено, что процент корректного реагирования равен 60, а такой чувствительностью офицеры центрального аппарата не удовлетворены.
К тому же у проверяющих возникли две концептуальные претензии к разработчикам:
— фотофиксация транспорта не учитывает, что главное для инспектора, получившего сигнал о предполагаемом нарушителе — не вид с боку, а государственные номера; в связи с разной высотой проезжающего транспорта, для полноценной информации необходимо ставить сразу несколько «Бутонов», чтобы его лучи достигали как салонов малолитражек, так и грузовых машин, а это накладно.
Сами же сотрудники ДПС, в блиц-опросе «Фонтанке» сошлись во мнении, что наиболее эффективными и дешевым способом выявления пьяных по прежнему является их бесценный опыт и обоняние.
Справка:
Алколазер «Бутон» представляет собой устройство размером с двухлитровый автомобильный огнетушитель. На передней части корпуса размещены оптика, через нее и выходит лазерный луч. Рядом установлена камера для фиксации нарушителя. Принцип работы «Бутона» основан на диодной лазерной спектрометрии — луч сканирует салон автомобиля и обнаруживает в спектре пары этилового спирта (метод абсорбционной спектроскопии предполагает измерение зависимости интенсивности излучения от длинны волны при его прохождение через вещество).
Проще говоря, прибор должен улавливать в салоне следы конкретного вещества.
Евгений Вышенков, «Фонтанка.ру»