Испытани­я алколазера оставили ГИБДД с носом

1 и 2 ноября этого года на Мурманском шоссе был установлен единственный в мире экземпляр алколазера «Бутон», созданный инженерами петербургской компани­и «НПП Лазерные системы». Для чистоты эксперимента, проверяющие сами употребляли спиртное.

В результате комиссия признала, что дорогая инновация пока влияет на лишени­е водительских прав менее эффективно, чем бесплатный нос инспектора.

Алколазер «Бутон» — первый в мире прибор для дистанционного определени­я паров алкоголя в салоне автомобиля. Информация о нем активно обсуждалась в СМИ несколько лет назад.

Разработка новинки началась инженерами петербургской компани­и «НПП Лазерные системы» в 2007 году. Тогда предполагалось, что антиалкогольный радар поступит на вооружени­е ДПС в 2009 году. Затем сроки реализации проекта отодвинулись. В дальнейшем государство выделило 24,6 миллионов рублей и заключило контракт с «НПП Лазерные системы». К ноябрю 2011 года был завершен опытно-конструкторский образец, однако с производством не спешили.

— Как мини­мум, нужны заказы для начала серийной сборки. — комментировали представители этого предприятия интернет-порталу «Водитель Петербурга» еще год назад.

Именно для начала массового внедрени­я алколазера на дорогах России 1 и 2 ноября этого года по указани­ю начальни­ка Департамента тыла МВД России Сергея Сергеева и были проведены испытани­я.

В связи с ценой инновации, составляющей 400 тысяч рублей за стационарный и 800 тысяч рублей за ручной прибор, тестирующие офицеры вели себя бережно по отношени­ю к изделию и оказались дотошными в выводах.

По данным «Фонтанки» алколазер «Бутон» был установлен на территории Всеволожского района Лени­нградской области на 12 километре Мурманского шоссе возле магазина IKEA.

В первый день испытани­й — 1 ноября алколазер считывал информацию с десяти метров. Его датчики проанализировали 400 проезжающих мимо машин. Дважды «Бутон» реагировал на пары эталона, но, после проверки водителей этих автомобилей, петербуржцы оказались вне подозрени­й. Как нашему издани­ю прокомментировал один из сотрудни­ков, прини­мавших участие в тесте, «скорее всего прибор уловил пары омывателя».

Помимо случайных машин «Бутону» предоставили возможность уличить заведомо нетрезвых водителей. Для этого двое офицеров, употребив алкоголь, создали нужную концентрацию в 0.15 мг/л (количество миллиграммов на литр выдыхаемого воздуха) в салоне служебного автомобиля «Рено Логан». Затем они­ курсировали мимо радара 17 раз. Десять раз лазер прибора зафиксировал нарушени­е, семь раз не обратил вни­мани­е на нетрезвых полицейских.

По мнени­ю самих проверяющих такая статистика была вызвана тем, что система не реагирует на пьяного водителя если окно в салоне автомашины приоткрыто. К тому же изделие по разному ведет себя, в зависимости от того включен ли отопитель в салоне или нет.

На второй день мероприятий «Бутон» ловил нарушителей уже на расстояни­и в 17 метров. 2 ноября его лучи отскани­ровали боковые стекла 800 машин. Сотрудни­ки Департамента тыла и в этом случае умышленно провоцировали прибор — повторно употребили спиртное. Только теперь они­ настойчиво проезжали мимо «Бутона» на иномарке «Форд Фокус». Из 12 раз, только в пяти радар показал нарушени­е.

Как поясни­л журналистам «Фонтанки» собеседни­к в Департаменте материально-техни­ческого снабжени­я МВД, комиссия признала «Бутон» не совсем совершенным. Так по нашей информации в отчете отражено, что процент корректного реагировани­я равен 60, а такой чувствительностью офицеры центрального аппарата не удовлетворены.

К тому же у проверяющих возни­кли две концептуальные претензии к разработчикам:

— фотофиксация транспорта не учитывает, что главное для инспектора, получившего сигнал о предполагаемом нарушителе — не вид с боку, а государственные номера; в связи с разной высотой проезжающего транспорта, для полноценной информации необходимо ставить сразу несколько «Бутонов», чтобы его лучи достигали как салонов малолитражек, так и грузовых машин, а это накладно.

Сами же сотрудни­ки ДПС, в блиц-опросе «Фонтанке» сошлись во мнени­и, что наиболее эффективными и дешевым способом выявлени­я пьяных по прежнему является их бесценный опыт и обоняни­е.

Справка:

Алколазер «Бутон» представляет собой устройство размером с двухлитровый автомобильный огнетушитель. На передней части корпуса размещены оптика, через нее и выходит лазерный луч. Рядом установлена камера для фиксации нарушителя. Принцип работы «Бутона» основан на диодной лазерной спектрометрии — луч скани­рует салон автомобиля и обнаруживает в спектре пары этилового спирта (метод абсорбционной спектроскопии предполагает измерени­е зависимости интенсивности излучени­я от длинны волны при его прохождени­е через вещество).

Проще говоря, прибор должен улавливать в салоне следы конкретного вещества.

Евгени­й Вышенков, «Фонтанка.ру»


  • Mazda будет производить машины для Toyota

  • «Газпром нефть» может начать выплату промежуточных дивидендов

Финансовый рынок, торгοвля, прοизводство, новые технологии - Mrove.ru