Евросоюз приостановил торговлю квотами на выбросы авиакомпаний
Евросоюз пошел на компромисс в переговорах с другими государствами и приостановил на год действие системы торговли квотами в сфере авиации, сообщила сегодня еврокомиссия. Это означает, что Европейский Союз не будет требовать в апреле 2013 г. платы за сверхвыбросы за 2012 г. А значит авиакомпаниям из США, России и Китая не прийдется быть разменной монетой в борьбе их правительств с конвенцией. Борьба эта грозила потерями для самих авиакомпаний (закрытию европейского неба) и убытками производителей и поставщиков услуг в Европе. Правительства стран, не входящих в Евросоюз, обещали им эмбарго и ответные штрафы.
А вот платить за сверхвыбросы европейским авиакомпаниям все же прийдется: обязательства, связанные с деятельностью всех эксплуатантов воздушных судов внутри ЕС (речь о европейских авиакомпаниях), останутся неизменными, — уточняет в релизе еврокомиссия.
«Такое решение было принято, исходя из обнадёживающих результатов заседания Совета Международной организации гражданской авиации (ИКАО) 9 ноября», — поясняет в релизе организация. Глобальное соглашение по выхлопам может быть принято уже на предстоящем в 2013 г. заседании Ассамблеи ИКАО.
Если на Ассамблее ИКАО не удастся продвинуться вперед, то законодательство ЕС о Европейской системе торговли квотами вновь будет применяться в полной мере, начиная с 2013 г., — уточняется там же.
Евросоюз одобрил программу оплаты сверхлимитных выбросов СО2 для авиакомпаний, которые летают в Европу (ETS) еще в марте 2011 г. Перерасход для каждой авиакомпании должен был рассчитывается на основании среднего показателя за 2004-2006 гг. 85% от него должно было предоставляться бесплатно; остальное должно оплачиваться. Сверхвыбросы за 2012 г. нужно было оплатить до II квартала 2013 г. В августе цена сертификата была 8,5 евро за тонну, приводил цифры в своем письме президент «Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта» Евгений Чибирев.
Но еще дороже было бы игнорировать эту систему. Авиакомпаниям грозили десятикратные штрафы. Например, «Аэрофлот» считал, что на оплаты квот будет тратить около $40 млн евро в год. А игнорирование ETS грозило потерей $480 млн. Что больше чистой прибыли «Аэрофлота» по МСФО за 2011 г. ($377 млн). «Трансаэро» (давала подсчеты в 2011 г.) участие в программе оценивала в $4 млн, но в 2012 г. получила новые направления (Рим, Париж, Милан). Новые цифры авиакомпания не анонсировала.
Если бы Еврокомиссия не пошла на компромисс, авиакомпаниям пришлось бы выбирать, чье законодательство игнорировать. Российский Минтранс назвал европейскую систему торговли квотами односторонней и грозил принять закон, запрещающий эти выплаты. Кроме того, российский Минтранс не исключал возможности компенсировать отечественным перевозчикам их траты за счет сохранения роялти. (Отмена платы иностранными компаниями за пролет над Сибирью была одним из достижений в переговорах по вступлению России в ВТО).
Не только игнорировать, но и активно бороться с европейской системой обещал так же США и Китай. Последний даже пригрозил эмбарго на закупку самолетов Airbus. Что могло повлечь расторжение многомиллиардных контрактов и грозило потерей гигантского рынка для крупнейшего мирового авиапроизводителя. Airbus, кстати, тоже попривествовал приостановление действия конвенции отдельным релизом.