Рынок наружной рекламы получил новые правила
Организаторам торгов рекомендовано не выставлять рекламные места на торги одним лотом и не допускать к торгам компании, контролирующие более 35% рынка наружной рекламы в одном муниципальном образовании.
О том, как оценивать на предмет соответствия антимонопольному законодательству торги на право установки и эксплуатации рекламных конструкций, а также правила проведения таких торгов, которые разрабатывают органы местного самоуправления, ФАС разъяснила своим территориальным управлениям в письме «О торгах на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций» от 26 октября. Письмо подписал заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров.
В торгах могут принимать участие только компании, контролирующие менее 35% рынка наружной рекламы в муниципальном образовании, указало ФАС. Ведомство уточнило, что доля рынка определяется по общей площади информационных полей рекламоносителей, на которые к моменту проведения торгов имеются разрешения - действующие и те, что включены в схемы размещения рекламных конструкций. Глава ФАС Игорь Артемьев 26 октября заявил журналистам, что его ведомство намерено в судебном порядке преследовать операторов наружной рекламы, занимающих свыше 35% рынка отдельных муниципальных образований и использующих офшоры для сокрытия своей реальной доли на рынке при скупке рекламных мест на торгах. Другое ключевое условие - рекламные места нельзя выставлять на торги одним лотом. ФАС отмечает, что в законе «О рекламе» нет ограничений по порядку формирования лотов, но системное толкование статьи 19 позволяет определить, что на торги не допускаются лоты, составляющие 35% и более от суммарной площади информационных полей рекламных конструкций, имеющих действующие разрешения на установку.
Стартовая цена лотов законом «О рекламе» не регулируется. Однако ФАС напомнила своим территориальным подразделениям: чрезмерно высокая (необоснованная) стартовая цена, ограничивающая доступ к торгам отдельным компаниям, должна рассматриваться как создание участникам торгов преимущественных условий, что запрещено статьей 17 закона «О защите конкуренции».
Среди торгов по наружной рекламе, состоявшихся за последний год в разных регионах, наиболее близкими к букве закона опрошенные эксперты называют конкурсы, прошедшие в конце 2011 года в Ленинском районе Московской области. Их провела администрация Ленинского муниципального района, разыгравшая 950 рекламных мест, объединенных в 46 лотов.
«Для представителей малого бизнеса были подготовлены небольшие лоты, включавшие 1-5 мест, отдельно шли места, предназначенные для установки современных высокотехнологичных рекламных видеоэкранов, - отмечает глава компании "Сервис-Плюс" Григорий Безгин. - В итоге удалось сохранить конкурентную среду, так как компаний-победителей было два десятка». Генеральный управляющий компании «Биг Борд» Руслан Желудик называет преимуществом торгов в Ленинском районе конкурсную, а не аукционную схему проведения. «Конкурс позволяет сделать выполнение компаниями-победительницами социальной нагрузки одним из ключевых условий торгов наряду с оптимальным ценовым предложением», - считает он.