ФАС решила разобраться с SMS с коротких номеров
Служба просит присылать ей детализацию счета, из которого следует, что списание денежных средств происходило при поступлении входящих SMS-сообщений с коротких номеров контент-провайдеров. Интересует ФАС и переписка абонентов с сервисными службами операторов или контент-провайдеров по вопросу списания средств со счета.
Напомним, на 26 ноября запланировано рассмотрение дела в отношении «большой тройки» операторов по признакам нарушения закона о защите конкуренции при оказании абонентам услуги по обеспечению доступа к информационно-справочным и развлекательным сервисам третьих лиц (контент-провайдеров).
Дело было возбуждено управлением ФАС по Санкт-Петербургу. Поводом для разбирательства стали многочисленные обращения граждан. Абоненты жаловались, что при использовании коротких номеров контент-провайдеров с лицевых счетов их мобильных телефонов без запроса списывались средства.
По мнению ФАС, система доступа к информационно-справочным и развлекательным сервисам контент-провайдеров, организованная «МегаФоном», МТС и «Вымпелкомом», «может привести к нарушению антимонопольного законодательства и ущемлению интересов других лиц (абонентов), поскольку позволяет операторам связи навязывать своим абонентам услуги контент-провайдеров, в которых абоненты не заинтересованы или которые они не заказывали».
Контент-провайдеры - это самостоятельные юридические лица. Они предоставляют развлекательные и справочно-информационные услуги, в том числе картинки, мелодии и игры, справочную или иную информацию, а также проводят викторины и розыгрыши.
Для доступа к абонентам контент-провайдеры получают специальные сервисные номера (короткие - от четырех до шести цифр), которые им «назначают» операторы связи. Причем и те, и другие предоставляют услуги совместно.
Операторы несут ответственность за организацию доступа и передачу запроса абонента в виде SMS, MMS, USSD или голосового вызова. Контент-провайдер отвечает за содержание и качество сервисов и контента, а также за их соответствие нормам действующего законодательства.
В МТС агентству «Прайм» заявляли, что направили регулятору всю необходимую информацию, а все услуги предоставляются с учетом требований российского законодательства. В 2012 году оператор запустил сервис, информирующий абонентов о стоимости доступа к контент-услугам, в том числе с помощью SMS.
Специалисты «МегаФона» в первом полугодии 2012 года обработали более 100 тыс. обращений о фактах мобильного мошенничества. В 2011 году в компании внедрили новую процедуру возврата средств пострадавшим от мошенничества с короткими номерами. В результате «МегаФон» вернул своим клиентам в 12 раз больше средств, чем за аналогичный период прошлого года, рассказала пресс-секретарь «МегаФона» Юлия Дорохина.
«Вымпелком» в борьбе с контент-мошенничеством теперь ограничивает уровни тарификации по подпискам до 20 рублей в сутки, а также информирует абонентов посредством SMS-сообщений о стоимости услуги еще до активации подписки. В результате количество претензий от абонентов снизилось в два раза, говорит представитель «Вымпелкома» Мария Винник.
Как бы там ни было, но многое будет зависеть от того, признает ли ФАС операторов нарушившими антимонопольное законодательство, считает аналитик «Инвесткафе» Илья Раченков.
«Как правило, при таких разбирательствах ФАС накладывает на нарушивших, по мнению службы, антимонопольное законодательство штрафы. Обычно такие штрафы выражаются как процентное соотношение от выручки, которая могла быть получена от такой деятельности с нарушениями за определенный период», - рассказывает он.
По словам аналитика, штрафы редко превышают несколько десятков миллионов рублей. И если вина российских операторов будет доказана, такое наказание они легко перенесут, отмечает Раченков.
ФАС ранее сообщала, что в случае неблагоприятного исхода разбирательства для «большой тройки» операторам придется заплатить штраф в размере 1-1,5% выручки от сервисов, предоставленных без разрешения абонентов за весь период нарушения.
По данным AC&M-Consulting, только во втором квартале 2012 года российские сотовые операторы заработали на дополнительных сервисах (VAS) более 54 млрд рублей. Доля VAS в их выручке составила более 29%. МТС заняла 32,8% рынка, «МегаФон» - 32,5%, «Вымпелком» - 27,6%.
41,5% выручки российских сотовых операторов от VAS пришлось на мобильный контент (мелодии, игры, мобильное ТВ). На втором месте мобильный доступ в интернет (31,4%), на третьем - передача сообщений (6,3%).