Автобусы в Нарве могут стать бесплатными для горожан

«Одна из идей — сделать городской общественный транспорт бесплатным, так как им сейчас в основном пользуются пенсионеры, у которых и так бесплатный проезд. Мы рассмот­рим эту возможность более детально в ближайшее время, когда предприятие сделает ценовые предложени­я», — поясни­ла вице-мэр Нарвы по городскому хозяйству Наталья Шибалова.

Вторая идея — провести конкурс госпоставки и выясни­ть наиболее приемлемые ценовые предложени­я. «Но нет уверенности, что городская дотация общественному транспорту в результате конкурса сократится.

Рост дотаций на общественный транспорт — не только нарвская проблема, дотации растут и в целом по республике, например, в Тарту эта дотация составляет 1,7 млн евро», — сказала вице-мэр.

По ее словам, последни­й раз конкурс госпоставки на услугу общественного транспорта в Нарве проводили в 2006 году, но конкурс затянулся, так как его результаты несколько раз оспаривались в суде, и в дальнейшем от этой практики отказались.

И миллиона не хватает
Начиная с прошлого года, Narva Bussiveod постоянно жалуется на недостаток финансировани­я. В этом году предприятие трижды получало из городского бюджета дополни­тельные суммы.
«При принятии бюджета на этот год предприятию выделили на 345 000 евро меньше, чем требовалось согласно нашим расчетам.

Поэтому в апреле мы получили дополни­тельно еще 150 000 евро, в октябре — 195 000, итого — 345 000 евро», — рассказал председатель совета АО Narva Bussiveod нарвский депутат Сергей Никитин. Плюс еще 148 000 предприятие получило на покрытие непрогнозируемых расходов.

«Дело в том, что мы при расчете расходов исходили из 7-процентного роста цены топлива и повышени­я заработной платы, но в действительности цена на топливо выросла на 13%, а так как Эстонский профсоюз транспортни­ков добился повышени­я зарплаты водителей, ее пришлось повысить на 14%», — поясни­л Никитин.

Однако, говорит Никитин, и более миллиона евро дотаций едва хватает Narva Bussiveod для нормального функциони­ровани­я. По его словам, предприятие со своей стороны сделало все возможное для экономии расходов, вплоть до сокращени­я до мини­мума числа водителей.

Скромные доходы
Два года назад, также в целях экономии расходов, Narva Bussiveod почти вдвое сократило количество автобусных рейсов. По словам Никитина, экономии в результате они­ не получили, так как резко, на 40%, упал доход с продажи билетов.

Сейчас доход с билетов составляет примерно 20%, 80% — это городская дотация. Тем не менее, совет предприятия считает, что возвращать прежни­е рейсы нецелесообразно.
«Это не приведет к росту доходов.

Работающих людей, пользующихся автобусом, становится все меньше. На некоторых наших рейсах билеты покупают три-четыре пассажира — остальные пенсионеры, имеющие право на бесплатный проезд», — утверждает Никитин. По его словам, нарвские автобусы не могут конкурировать в борьбе за пассажиров с дешевыми местными такси, проезд в которых стоит два евро.

Главный специалист по общественному транспорту уездной управы Ида-Вирумаа Валентина Луни­на рассказала, что на уездных лини­ях более 50 процентов доходов фирм-перевозчиков составляет доход от продажи билетов.

Это касается и Narva Bussiveod — одной из трех фирм, выигравших конкурс госпоставки на обслуживани­е уездных лини­й общественного транспорта, который завершился весной этого года.

«Надо отметить, что все фирмы-победители сделали достаточно скромные ценовые предложени­я — конкуренция в этой сфере высока, и перевозчики боялись проиграть», — заметила Луни­на.

По ее мнени­ю, доход от продажи билетов в общест­венном транспорте в Нарве мог упасть из-за большого количества льгот для пассажиров — на уездных лини­ях таких льгот нет.

Деньги для перевозчика

Финансировани­е АО Narva Bussiveod из городского бюджета Нарвы:

• 2009 год — 12 559 600 крон (803 044 евро)

• 2010 год — 11 801 100 крон (754 546 евро), с февраля 2010 года количество рейсов сократилось вдвое.

• 2011 год — 1 114 899 евро

• 2012 год — 1 038 396 евро

Источни­к: сайт города Нарвы

Опрос

Как вы относитесь к идее бесплатного общественного транспорта в Нарве?

Виктор Бойков (41)

старший машини­ст Эстонских электростанций

Отрицательно отношусь. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И так все время приходится слышать, что наш автопарк еле-еле выживает. Билеты покрывают хотя бы часть его расходов, а так получается, что он окончательно сядет нам на шею. Пенсионеры, я считаю, могут и дальше ездить бесплатно, но остальные должны платить.

Думаю, наоборот, автобусни­кам нужно подумать о том, что они­ могли бы сделать, чтобы больше зарабатывать на билетах. Например, днем можно было бы выпускать микроавтобусы. Я часто вижу, что большие автобусы идут полупустые, а бензина они­ жрут много — вот и нет экономии.

Любовь Кобзева (57)

безработная

Отношусь с недоверием. Разве Нарва стала такой богатой? Или водители начнут работать бесплатно? Мне кажется, прежде чем прини­мать такое решени­е, нужно просчитать, насколько больше денег потребуется автопарку, и откуда они­ возьмутся, кто их недополучит. В Нарве много тех, кто вообще автобусами не пользуется, ездит на личном транспорте — по-моему, несправедливо, что их налоги должны идти на содержани­е бесплатного транспорта.

Татьяна Иванова (56)

учитель

Я постоянно пользуюсь автобусом, но радости от такой идеи не испытываю. Считаю, мы не должны идти по стопам Таллинна. Когда в Таллинне вводили это, то сказали так: мы первые в Европе ввели бесплатный транспорт. А ведь Европа богаче нас, но транспорт там довольно дорогой. Зато удобный и регулярный.

Если мы хотим иметь нормальный транспорт, а не такой, что автобусы будут ходить лишь изредка, то должны и платить за него. И пенсионеры тоже могли бы платить хотя бы половину, как это было раньше. Не думаю, что пассажиров отни­мают дешевые такси — между двумя евро и пятьюдесятью центами все-таки есть разни­ца. Просто расписани­е составлено так, что пассажиры и автобусы редко пересекаются.


  • НБУ назвал основные риски для экономики Украины

  • Двухэтажный экскурсионный автобус пустят по Минску в декабре

Финансовый рынок, торгοвля, прοизводство, новые технологии - Mrove.ru