Автобусы в Нарве могут стать бесплатными для горожан
«Одна из идей — сделать городской общественный транспорт бесплатным, так как им сейчас в основном пользуются пенсионеры, у которых и так бесплатный проезд. Мы рассмотрим эту возможность более детально в ближайшее время, когда предприятие сделает ценовые предложения», — пояснила вице-мэр Нарвы по городскому хозяйству Наталья Шибалова.
Вторая идея — провести конкурс госпоставки и выяснить наиболее приемлемые ценовые предложения. «Но нет уверенности, что городская дотация общественному транспорту в результате конкурса сократится.
Рост дотаций на общественный транспорт — не только нарвская проблема, дотации растут и в целом по республике, например, в Тарту эта дотация составляет 1,7 млн евро», — сказала вице-мэр.
По ее словам, последний раз конкурс госпоставки на услугу общественного транспорта в Нарве проводили в 2006 году, но конкурс затянулся, так как его результаты несколько раз оспаривались в суде, и в дальнейшем от этой практики отказались.
И миллиона не хватает
Начиная с прошлого года, Narva Bussiveod постоянно жалуется на недостаток финансирования. В этом году предприятие трижды получало из городского бюджета дополнительные суммы.
«При принятии бюджета на этот год предприятию выделили на 345 000 евро меньше, чем требовалось согласно нашим расчетам.
Поэтому в апреле мы получили дополнительно еще 150 000 евро, в октябре — 195 000, итого — 345 000 евро», — рассказал председатель совета АО Narva Bussiveod нарвский депутат Сергей Никитин. Плюс еще 148 000 предприятие получило на покрытие непрогнозируемых расходов.
«Дело в том, что мы при расчете расходов исходили из 7-процентного роста цены топлива и повышения заработной платы, но в действительности цена на топливо выросла на 13%, а так как Эстонский профсоюз транспортников добился повышения зарплаты водителей, ее пришлось повысить на 14%», — пояснил Никитин.
Однако, говорит Никитин, и более миллиона евро дотаций едва хватает Narva Bussiveod для нормального функционирования. По его словам, предприятие со своей стороны сделало все возможное для экономии расходов, вплоть до сокращения до минимума числа водителей.
Скромные доходы
Два года назад, также в целях экономии расходов, Narva Bussiveod почти вдвое сократило количество автобусных рейсов. По словам Никитина, экономии в результате они не получили, так как резко, на 40%, упал доход с продажи билетов.
Сейчас доход с билетов составляет примерно 20%, 80% — это городская дотация. Тем не менее, совет предприятия считает, что возвращать прежние рейсы нецелесообразно.
«Это не приведет к росту доходов.
Работающих людей, пользующихся автобусом, становится все меньше. На некоторых наших рейсах билеты покупают три-четыре пассажира — остальные пенсионеры, имеющие право на бесплатный проезд», — утверждает Никитин. По его словам, нарвские автобусы не могут конкурировать в борьбе за пассажиров с дешевыми местными такси, проезд в которых стоит два евро.
Главный специалист по общественному транспорту уездной управы Ида-Вирумаа Валентина Лунина рассказала, что на уездных линиях более 50 процентов доходов фирм-перевозчиков составляет доход от продажи билетов.
Это касается и Narva Bussiveod — одной из трех фирм, выигравших конкурс госпоставки на обслуживание уездных линий общественного транспорта, который завершился весной этого года.
«Надо отметить, что все фирмы-победители сделали достаточно скромные ценовые предложения — конкуренция в этой сфере высока, и перевозчики боялись проиграть», — заметила Лунина.
По ее мнению, доход от продажи билетов в общественном транспорте в Нарве мог упасть из-за большого количества льгот для пассажиров — на уездных линиях таких льгот нет.
Деньги для перевозчика
Финансирование АО Narva Bussiveod из городского бюджета Нарвы:
• 2009 год — 12 559 600 крон (803 044 евро)
• 2010 год — 11 801 100 крон (754 546 евро), с февраля 2010 года количество рейсов сократилось вдвое.
• 2011 год — 1 114 899 евро
• 2012 год — 1 038 396 евро
Источник: сайт города Нарвы
Опрос
Как вы относитесь к идее бесплатного общественного транспорта в Нарве?
Виктор Бойков (41)
старший машинист Эстонских электростанций
Отрицательно отношусь. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И так все время приходится слышать, что наш автопарк еле-еле выживает. Билеты покрывают хотя бы часть его расходов, а так получается, что он окончательно сядет нам на шею. Пенсионеры, я считаю, могут и дальше ездить бесплатно, но остальные должны платить.
Думаю, наоборот, автобусникам нужно подумать о том, что они могли бы сделать, чтобы больше зарабатывать на билетах. Например, днем можно было бы выпускать микроавтобусы. Я часто вижу, что большие автобусы идут полупустые, а бензина они жрут много — вот и нет экономии.
Любовь Кобзева (57)
безработная
Отношусь с недоверием. Разве Нарва стала такой богатой? Или водители начнут работать бесплатно? Мне кажется, прежде чем принимать такое решение, нужно просчитать, насколько больше денег потребуется автопарку, и откуда они возьмутся, кто их недополучит. В Нарве много тех, кто вообще автобусами не пользуется, ездит на личном транспорте — по-моему, несправедливо, что их налоги должны идти на содержание бесплатного транспорта.
Татьяна Иванова (56)
учитель
Я постоянно пользуюсь автобусом, но радости от такой идеи не испытываю. Считаю, мы не должны идти по стопам Таллинна. Когда в Таллинне вводили это, то сказали так: мы первые в Европе ввели бесплатный транспорт. А ведь Европа богаче нас, но транспорт там довольно дорогой. Зато удобный и регулярный.
Если мы хотим иметь нормальный транспорт, а не такой, что автобусы будут ходить лишь изредка, то должны и платить за него. И пенсионеры тоже могли бы платить хотя бы половину, как это было раньше. Не думаю, что пассажиров отнимают дешевые такси — между двумя евро и пятьюдесятью центами все-таки есть разница. Просто расписание составлено так, что пассажиры и автобусы редко пересекаются.