Китайцы подрезали японцев
Руководство одного из трех крупнейших автопроизводителей Японии, компании Nissan, понизило прогноз прибыли фирмы на 2012 финансовый год на 20% - с 400 млрд йен ($4,99 млрд) до 320 млрд йен ($4,02 млрд).
Такой показатель оказался ниже даже прошлогоднего результата прибыли японской марки, которая составила 340 млрд йен ($4,24 млрд).
Подобная динамика вызвана массовыми антияпонскими выступлениями в Китае в сентябре и октябре, связанными с территориальным спором между двумя странами. Недовольство китайцев вылилось в спонтанные акции протеста - жители этой страны начали громить японские рестораны и бойкотировать японские автомобили. Масштаб волнений вынудил ряд крупных компаний из Японии, таких как Toyota, Honda и Panasonic, временно свернуть выпуск своей продукции в Китае.
При этом больше всего пострадала прибыль Nissan, поскольку компания опирается на продажи в Китае в большей степени, чем автомобильные конкуренты марки из Японии.
В сентябре китайские продажи автомобилей Nissan сократились на 35%, а в октябре падение оказалось еще более значительным и составило 41% по сравнению с показателями предыдущего года.
Общемировой прогноз по количеству проданных машин Nissan на предстоящий год также снизился - с 5,35 млн автомобилей до 5,08 млн. В частности, ориентировочное сокращение спроса на «Ниссаны» в Китае составит 13%. По данным СМИ, снижение популярности машин японской марки ожидается также на рынке США (2,1%), Европы (5,6%) и Японии (1,4%).
Кроме того, прибыль Nissan снизится из-за укрепления японской йены - высокий курс национальной валюты страны означает, что на родине зарубежные продажи марки будут выглядеть менее впечатляющими.
Аналогичные изменения годового прогноза сделали в компании Honda - ожидаемая прибыль марки сократится на 20%, но будет выше, чем аналогичный показатель у Nissan - 375 млрд йен ($4,68 млрд). Одной из основных причин снижения ожиданий в Honda назвали волнения в Китае.
Тем не менее, японская компания Toyota наоборот повысила годовой прогноз прибыли на 2,6% - до 780 млрд йен ($9,74 млрд).
Оптимизм Toyota связан с тем, что, несмотря на потери в Китае, марка испытывает повышение спроса на свою продукцию в США и Юго-Восточной Азии.
В свою очередь, ряд автопроизводителей из США, Европы и других регионов Азии столкнулись со значительным повышением спроса на свои машины в Китае.
По данным СМИ, на фоне японско-китайского территориального спора продажи таких европейских компаний, как BMW, Volkswagen и Audi, в Китае в сентябре выросли на 55%, 25% и 20,5% соответственно.
Американские марки Ford и GM улучшили свои показатели в Китае в октябре на 48% и 14% процентов соответственно.
По результатам российских продаж автомобилей в первые 9 месяцев 2012 года марка Nissan заняла 7-е место с результатом в 118 тысяч проданных машин. В сентябре «Ниссан» продал в России 13,7 тысячи автомобилей, что на 9% больше, чем в аналогичный месяц годом ранее. Наиболее популярными моделями японской марки в России являются кроссоверы Qashqai и Juke.
Автор: Сергей Гусаров