Рынок впадает в спячку
Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) опубликовал данные продаж на российском авторынке за десять месяцев этого года. В октябре в стране было продано 253 732 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 12 804 штук больше (+5%), чем в октябре прошлого года. Всего же с начала года в России было реализовано 2 441 663 машины, что на 278 943 больше (+13%), чем в прошлом году.
Напомним, что пик продаж автомобилей пришелся на август, который стал рекордным за всю историю страны. Тогда было реализован 258 761 автомобиль, что на 15% превысило показатель предыдущего года. С тех пор темпы роста продаж автомобилей постепенно падают. «В последнее время отмечается снижение "потребительского аппетита, — прокомментировал новые данные председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Розничные продажи все еще остаются выше уровня прошлого года благодаря разумным предложениям банков в первой половине года и заметному росту рыночных стимулов, появившихся в последние недели".
Самыми популярными моделями в октябре, как и в предыдущие месяцы, оставались автомобили семейства Lada. В октябре было продано 50 022 машин, что на 2% больше, чем годом ранее — в этом году концерн впервые показал рост. Тем не менее с начала года у "АвтоВАЗа" динамика продаж остается отрицательной. За 10 месяцев завод продал 449 164 машины, что почти на 44 тысячи меньше (-9%), чем в прошлом году.
Именно выходцы из Тольятти оккупировали пьедестал в споре за звание самой популярной модели у россиян.
Lada Granta, захватив лидерство по продажам в прошлом сентябре, продолжает уверенно его удерживать. В октябре было реализовано 14 197 автомобилей (на 147 больше, чем в сентябре). По всей видимости, в обозримом будущем потеснить Granta, которая первой из отечественных машин обзавелась "автоматом", уже став настоящим хитом продаж, не удастся никому.
Показатели ее ближайших преследователей и лидеров прошлых месяцев — моделей Priora и Kalina - продолжают падать, что вполне объяснимо, учитывая бурный всплеск популярности Granta. Занявшую второе место Priora приобрели 10 843 человек, что на 6% ниже, чем в сентябре. Общие продажи модели с начала года также ушли в глубокий минус». За 10 месяцев было продано 105 362 машины (-12%). Аналогичная ситуация и с Kalina. В октябре было продано 10 556 автомобилей (-9% к прошлому октябрю), а всего с начала года - 107 069 машин, что на 12% ниже прошлогодних продаж.
Входящий в GM бренд Chevrolet продолжает удерживать в России второе место по продажам после «АвтоВАЗа».
С начала года компания, демонстрирующая завидные темпы роста, продала 172 718 машин, что на 22% больше, чем за 10 месяцев прошлого года. В октябре самая популярная у американского бренда модель Cruze нашла 5864 покупателя, что на 71% больше, чем в прошлом году. С начала года темпы роста продаж автомобиля выросли на 70%, достигнув отметки 52 312 машин. Неплохо идут дела и у еще одного представителя GM немецкого Opel. По итогам 10 месяцев было продано 67 562 моделей этой марки (+23%).
По традиции, хорошие результаты показывают корейские автопроизводители. Hyundai и Kia остаются в лидерах продаж во многом благодаря своим бюджетным моделям. Правда, если популярность Hyundai Solaris постепенно сходит на нет (в октябре продано 9878 машин, что на 4% ниже прошлого года), то Kia New Rio переживает бум популярности - по сравнению с прошлым октябрем продажи модели выросли на 40%, перевалив за отметку 8 тыс. машин. С начала года продано уже 72 373 New Rio, что на 89% больше, чем в прошлом году.
Благодаря популярной бюджетной модели Duster хорошие результаты показывает и Renault. В октябре было продано 6680 экземпляров нового кроссовера. И если в общем рейтинге продаж с начала года эта модель занимает на отечественном рынке лишь 17-е место (33 930 машин), то по итогам октября она стала уже седьмой, едва не опередив Ford Focus.
Отличную динамику демонстрирует группа брендов, входящих в Volkswagen Group.
В октябре по сравнению с 2011 годом рост продаж основной марки составил 18% (14 263 машины), у Skoda - 17% (8252 единицы), у Audi - 57% (2946 автомобилей). В общей сложности концерн с начала года продал в России 260 895 машин, что на 46% больше, чем в прошлом году. По темпам ростам с немецким автогигантом может сравниться только Toyota. С января 2012 года концерн реализовал 142 885 машин Toyota и Lexus, что на 34% больше прошлогодних показателей. Зато по итогам октября японцам все-таки удалось вырваться на первое место по темпам роста. Компания реализовала 13 394 автомобиля, что на 31% выше прошлогоднего показателя (у Volkswagen Group +21%, у GM +18%).
Замедляются темпы роста продаж японского автогиганта Nissan. Если месяц назад у компании отмечался прирост +26% с начала этого года, то по итогам октября этот показатель опустился до 22% (131 331 машин). Самыми популярными моделями марки остаются Qashqai (31 456 машин с начала года, +16%) и Juke (26 903 автомобиля, +161%).
По итогам октября хороший рост продаж показали Mercedes-Benz (3621 единицы, +34%) и BMW (3893 машины, +42%). С начала года обе компании продали примерно по 30 тыс. автомобилей, демонстрируя темпы роста около 30%.
Неудачным октябрь оказался для Suzuki (2418 штук, —26% по сравнению с октябрем 2011 года), Mazda (3022 единицы, —20%), Ford (9640 машин, —15%) Daewoo (7104 автомобилей, —10%).
Зато заметный рост продаж был отмечен у Kia (16 842 машины, +14%), Citroen (2623 автомобиля, + 10%), Ssangyong (2654 единицы, +17%).
«В настоящее время спрос в целом замедляется по сравнению с прошлым годом, что будет оказывать влияние на уровень продаж в ближайшие месяцы, — считает Йорг Шрайбер. — Некоторую консолидацию рынка во втором полугодии мы предвидели. И сейчас, когда до конца года остается всего лишь несколько недель, наш прогноз продаж на уровне 2,85 миллиона штук пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта в 2012 году остается неизменным».
Автор: Анатолий Караваев