К 2016 году до 5 процентов московских автомобилистов пересядут на велосипеды
Хотя бы за счет большей маневренности. Ну а уж о пользе для экологии и говорить не приходится. Вот и занялась городская администрация вплотную решением этой задачи. И первые результаты уже есть.
Как заявляют в столичной мэрии, в ближайшие пять лет в Москве проложат 70 км велодорожек. Одна из первых велоразметок длиной 2,5 километра появилась на Лужнецкой набережной. Еще порядка 15 километров трасс создано в парках Воробьевых гор, Тропарево, Кузьминок и Кусково. А к 2016 году в Москве должно быть порядка 119 велодорожек.
Уже подготовленный проект предусматривает обустройство велотрасс между соседними районами и станциями метро. Например, на северо-западе велодорожками планируют связать станции метро «Тушино», «Строгино», «Митино» и район Куркино. Аналогичная трасса, но уже на юго-западе Москвы, поможет быстрее передвигаться между станциями «Новоясеневская», «Коньково», «Чертаново» и «Улица
академика Янгеля». Еще одна велотрасса запланирована вдоль Битцевского парка в Южном и Северном Чертанове. Протяженная велолиния проляжет, также, между станциями «Царицыно», «Орехово» и районом Бирюлево Восточное.
Четыре веломаршрута планируют проложить до конца 2012 года, два из которых могут появиться в Центральном административном округе - вдоль Бульварного кольца и части набережной Москвы-реки. «Практически в этом году будет отработано четыре веломаршрута. Один открылся уже недавно — маршрут от Капотни до Марьино, который проходит по берегу Москвы-реки. Скоро откроется велодорожка между станциями метро "Чертановская" и "Беляево". Думаю, что если серую ветку связать с оранжевой такой велодорожкой, то можно будет проехать по лесу и сэкономить много времени», — сообщил руководитель столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский.
Судя по всему, наиболее развитым в плане освоения велосипеда как альтернативного вида транспорта, станет восточная часть столицы. Зеленые «выделенки» для велосипедистов протянутся от поселка Восточный, что за Московской кольцевой автодорогой, через Измайлово, Новогориеево, Косино, Жулебино, «Выхино», «Кузминки», «Люблино», «Марьино» и закончатся в Капотне.
Разумеется, прокладкой самих трасс решение данной задачи не ограничивается. Необходимо еще создать условия для безопасного передвижения на велосипеде. Ведь до недавнего времени в Москве полностью отсутствовала современная велосипедная инфраструктура. Немудрено, что многие москвичи просто боятся передвигаться на велосипеде из-за отсутствия должного уровня безопасности, нехватки мест для катания
и парковочных мест для своих железных коней. И это при том, что, по приблизительным оценкам, в собственности у москвичей на сегодняшний день находится около 3,5 миллиона велосипедов.
Но и этим вопросом столичные власти уже озаботились. Как пояснили в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, недавно быласоздана рабочая группа, в чьем ведении и находится все велосипедное пространство.
Уже со следующего года силами вошедших в эту группу специалистов нескольких департаментов, муниципалитетов и префектур будет выстраиваться «костяк» велосипедных зон, которые со временем - причем, как уверяют нас представители столичной администрации, совсем небольшим - пройдут через весь город. В идеале, по задумке властей, велосипедные дорожки должны стать не только рекреационной зоной, но и транспортной, связывающей отдаленные районы города с ближайшим метро или крупным транспортным узлом.
В рамках реализации программы «Развитие транспорта Москвы на 2012-2016 годы» планируется строительство 10 тысяч парковочных мест для велосипедистов. Две тысячи из общего числа будут оборудованы в центре города. Но и это еще не все. Как сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно- транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, в 2013 году в городе должны появиться пункты проката велосипедов. «Они будут такими же, как в Европе, с комфортными велосипедами, где установят корзинки для вещей. Прокатиться на них можно будет за небольшую плату. Всего появятся около 5000 велосипедов в пунктах проката только на улицах. В парках открываются отдельные точки. Мы разработали порядка 2000 мест установки велосипедных пунктов по всему городу. Инвесторами выступают частные компании, которым этот проект интересен, в том числе и в плане рекламы. Сначала мы подготовим инфраструктуру для велосипедистов. Но отдельные полосы для них заранее не будем делать, пока не поймем, поедут ли по ним велосипедисты. Кроме того, мы намерены добиться внесения изменений в Правила дорожного движения, чтобы обязать велосипедистов надевать шлем и светоотражающие элементы», — рассказал в одном из недавних интервью Ликсутов.
Впрочем, отнюдь не все представители столичных властей воспринимают идею превращения велосипеда в альтернативный вид транспорта с оптимизмом. Так, в ходе недавнего общения с журналистами, префект ЦАО Сергей Байдаков с сомнением отозвался об этой затее. «Не думаю, что в Москве велосипед реально может стать серьезным альтернативным транспортом. В общем числе пассажирских перевозок это
примерно 0,10 %. Согласен, в плане отдыха он популярен, поэтому нужны маршруты и велоинфраструктура: парковки для велосипедов, возможности для отдыха, доступная аренда. В приказном порядке мы это сделать сейчас не можем. Но есть ряд компаний, которые будут рады заняться данным вопросом. Я считаю, что это нужно реализовывать, но только рука об руку с бизнесом», — сказал Сергей Байдаков.
Однако, по мнению Антона Кульбачевского, около 5% московских автомобилистов к 2016 году могут отдать предпочтение велосипедам. «По нашим подсчетам, к 2016 году 4-5% московских автомобилистов пересядут с автомобилей на велосипеды», — сказал Кульбачевский в эфире радиостанции «Эхо Москвы». «К 2016 году будет реальная возможность переместиться из одного округа в другой на велосипеде. Другое дело, что до этого времени должна будет появиться культура отношения к велосипедистам, которая не
вырабатывается за день или за год. Москвичи должны привыкнуть к велосипедистам», — подчеркнул глава Департамента природопользования.
И, похоже, есть предпосылки для такой уверенности. Ведь как отметил генеральный директор ЦНИИ проектирования велосипедного транспорта Игорь Маркин, уже в следующем году в столице может появиться 84 км велодорожек, при том, что изначально в городскую программу «Развитие транспортной системы» было заложено строительство всего 72 км на протяжении пяти лет.
«На велодорожки до 2016 года планировалосьвыделить 610 миллионов рублей. Теперь эти деньги, скорее всего, будут потрачены всего за год», — сообщил Маркин.