Неожиданная развязка на М-1
На автомобильной дороге М-1 «Беларусь» в Смоленской области на 382-м километре открылось движение по новой многоуровневой транспортной развязке.
Заказчиком строительства новой развязки и реконструкции трассы М-1 «Беларусь» от Москвы до границы с Белоруссией выступает госкомпания «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), которая отвечает в России за строительство платных дорог, а также эксплуатацию трасс М-1 и М-4. Генеральным подрядчиком стала компания ОАО «Асдор».
Строительство развязки на 382 км трассы М-1 «Беларусь» началось в мае 2011 года и завершилось спустя 7 месяцев. Общая стоимость проекта составила 743,6 млн рублей.
На протяжении долгого времени транспортная доступность к трассе М-1 «Беларусь» для жителей Смоленска осуществлялась через развязку на 385-м км, которая не справлялась с постоянно увеличивающимся трафиком.
Уникальное географического расположения Смоленской области в том, что транспортный поток идет с севера на запад и с севера на юг, который в большей степени осуществляется через региональные дороги.
Дорога на месте новой развязки расходилась в два направления, пролегающие через населенные пункты области, создавая многокилометровые пробки. Новая развязка может помочь решить проблему постоянных пробок на этом участке.
Новый участок открылся с традиционной помпой: под гимн дорожников проехала колонна оранжевой строительной техники, а саму развязку украшали разноцветные воздушные шары. Группа чиновников и дорожников, включая Кельбаха и губернатора Смоленщины Алексея Островского, торжественно перерезали красную ленточку. Министр транспорта Максим Соколов, обежавший поучаствовать в церемонии открытия, на встречу не приехал.
Протяженность новой развязки составляет более 5 километров. Дорога имеет 4 полосы — по две в каждую сторону, как и на всем протяжении трассы М-1 «Беларусь». При этом дороге присвоена высшая — I категория. В ходе работ дорожники установили почти 9 км барьерного ограждения, 122 дорожных знака, 2 автобусные остановки.
Сергей Кельбах пообещал, что на новом участке дороги пока не будет взиматься плата за проезд. При этом на М-1 могут повысить скоростной режим (сейчас он составляет 90 км/ч).
В настоящее время «Автодор» обсуждает с ГИБДД возможность внести изменения в пункт 10.3 ПДД, который касается скорости движения. «В течение следующего года по согласованию с губернатором Смоленской области определим те участки, которые мы смогли бы в опережающем порядке перевести к повышению скоростного режима, по крайней мере, там, на сегодняшний день есть уже барьерные ограждения, разделяющие потоки, не вижу причин, почему нам этого не сделать».
При этом впервые в России была обкатана новая схема аукционных заказов при строительстве дорог.
В прошлом году «Автодор» провел аукцион на строительство этой развязки, и обязательным условием тендера было строительство дорог по схеме «объект под ключ», то есть подрядчик выполнял все строительно-монтажные работы за свой счет. Деньги строительной организации за выполненные работы заплатят только после ввода в эксплуатацию объекта.
«Это одна из современных новелл в области дорожного строительства, — прокомментировал новую схему председатель правления "Автодора" Сергей Кельбах. — Компания, которая способна не только строить, но и привлекать на рынке заимствования, показывая тем самым, что может построить, беря риски на себя, а потом получить расчет за выполненные работы. Это показатель для компании.
Компании не только работающие с нами, но и федеральное дорожное агентство "Росавтодор" эту схему начинает использовать все больше и больше. В данном случае мы - пионеры».
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин считает, что обнадеживающего с точки зрения увеличения дорожного строительства в стране результата новая схема не принесет.
«В схеме такого рода лежит повышение ответственности подрядчика за сроки и качество работ, и дальнейшую эксплуатацию этого объекта, — заявил эксперт "Газете.Ru". — Идея абсолютно благая. У нас есть масса претензий к качеству строек и вот это способ мотивировать строительный бизнес нести большую ответственность.
Однако по этой схеме сможет работать только самый "крупняк" дорожно-строительного бизнеса, который может под что-то закредитоваться. Это очень крупные компании с большим портфелем. Рядовой подрядчик сейчас живет от платежа до платежа».
Автор: София Гулям, Евгений Шипилов