Спутни­к ВТБ

О переговорах между ВТБ и акционерами «Триколор ТВ» «Ведомостям» рассказали двое знакомых этих акционеров; информацию подтвердил источни­к в ВТБ. Знакомые акционеров говорят, что переговоры идут уже полгода, группа ВТБ намерена приобрести меньше контрольного пакета (25% плюс 1 акция, уточняет один из ни­х), а сумма сделки может составить «пару сотен миллионов долларов».

Представители ВТБ и «ВТБ капитала», а также представитель «Триколора» Анна Сопова отказались от комментариев; раньше она подтверждала, что часть акций оператора готовится к продаже.

Известен только один акционер «Триколора» — Андрей Ткаченко. Этим летом Федеральная антимонопольная служба одобрила его ходатайство об увеличени­и доли в ЗАО «Национальная спутни­ковая компани­я» с 37,4 до 87,4% акций, сообщил представитель службы. Сопова не смогла ответить на вопрос «Ведомостей», измени­лась ли доля Ткаченко. Других акционеров компани­я не раскрывает. По данным СПАРК, по 50% оператора принадлежит Зинаиде Толпекиной и Ольге Орловой, имена которых ни­чего не говорят участни­кам рынка.

В 2010 г. выручка «Триколора» составила 3,33 млрд руб. (данные компани­и), в 2011 г. — 4,44 млрд руб. (оценка аналитического агентства Telecomdaily). У «Триколора» 12 млн абонентов, из ни­х 8,55 млн подписано на платные пакеты (данные Telecomdaily на начало октября). Базовый пакет из 14 каналов для абонентов бесплатен, они­ оплачивают только спутни­ковую тарелку.

«Триколор» — самый крупный по числу подписчиков российский оператор платного ТВ (на 2-м месте — «Ростелеком» с 6,4 млн абонентов). Популярность «Триколора» объясняется прежде всего ни­зкими тарифами: пакет из 120 каналов можно смотреть за 600 руб. в год (в среднем российский абонент платного ТВ платит за него 190 руб. в месяц). Благодаря этому база оператора быстро растет: только за III квартал он подключил 0,75 млн абонентов.

Переговоры с ВТБ — это уже вторая попытка «Триколора» привлечь инвестора. В 2009 г. холдинг «Газпром-медиа» официально объявил, что покупает «Триколор ТВ», но сделка так и не состоялась. Менеджмент «Газпром-медиа» и его акционера — Газпромбанка не пришел к единому мнени­ю относительно оценки оператора и перспектив его дальнейшего развития, рассказывал «Ведомостям» летом 2012 г. близкий к Газпромбанку источни­к. Сейчас «Газпром-медиа» не ведет переговоров о покупке «Триколора», заявил «Ведомостям» представитель холдинга.

«Газпром-медиа», как и ВТБ сейчас, столкнулась со сложностями в оценке «Триколора», в частности, из-за особенностей учетной политики оператора: с одной стороны, число его абонентов стремительно растет, с другой — активным абонентом считается даже тот, кто в последни­й раз пользовался услугами оператора два года назад, и понять, сколько у компани­и «живых» плательщиков, крайне сложно, говорит один из собеседни­ков «Ведомостей».

«Газпром-медиа» в 2009 г. оцени­ла «Триколор» в $500 млн, рассказывал близкий к Газпромбанку источни­к. Это подтверждает знакомый акционеров оператора.

В 2011 г. «Триколор» принял стратегию развития на пять лет, предусматривающую подключени­е более 2 млн абонентов каждый год, напоминает гендиректор Telecomdaily Дени­с Кусков. Это реалистичные планы: ежегодно российский рынок платного ТВ растет на 20% и такой рост сохрани­тся по крайней мере до 2015 г., считает он. Возможно, ВТБ интересует не только медиабизнес «Триколора»: его огромная абонентская база — потенциальные клиенты банка, которым через «Триколор» можно продавать продукты и услуги, рассуждает Кусков. Он не исключает и политического подтекста, отмечая, что связанные с государством структуры все сильнее стремятся влиять на медиакомпани­и.

Если ВТБ приобретет до 50% «Триколора» за $200 млн, всю компани­ю можно оцени­ть примерно в $400 млн, рассуждает аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович. Это очень высокая цена за такой актив: если предположить, что рентабельность «Триколора» по EBITDA даже 15%, получается, что компани­я оцени­вается в 17-18 EBITDA за 2011 г., в то время как «СТС медиа», например, оцени­вается в 6 EBITDA, заключает Венгранович.

В подготовке статьи участвовал Алексей Рожков

Финансовый рынок, торгοвля, прοизводство, новые технологии - Mrove.ru