Роскомнадзор предлагает оценивать качество связи по 25 основным параметрам
В распоряжении «Ведомостей» оказалась копия «Концепции по созданию системы контроля качества предоставления услуг связи в Российской Федерации». Документ подготовлен Роскомнадзором и будет обсуждаться членами общественного совета при ведомстве (заседание по этому вопросу состоится 15 ноября, говорится на сайте Роскомнадзора).
В концепции перечислены технические нормы качества связи по четырем основным сегментам — фиксированной телефонии, доступу в интернет, сотовой связи и универсальным услугам (к ним относятся таксофоны и пункты коллективного доступа в интернет). Всего в документе указано 25 параметров, включая такие, как доля неуспешных вызовов, среднее время установления вызова на линии, время доставки sms и среднее время авторизации пользователя в сети. Нормы, например, предписывают, что доля неуспешных вызовов при звонке с мобильного телефона на городской должна быть не выше 5%, а при звонке с мобильного на мобильный — не выше 2,5%. Среднее время установления соединения при звонке с мобильного на городской — до 9,8 секунды, с мобильного на мобильный — до 10,8 секунды. Время доставки sms не должно быть более 8 секунд (подробнее см.на www.vedomosti.ru). Эти нормы Роскомнадзор предлагает внести в уже действующие правила оказания услуг связи, выполнение которых само же ведомство и контролирует. А операторам предлагается заключать с абонентами так называемые services level agreements (соглашения по уровню сервиса, или SLA), в которых будут четко прописаны требования к качеству услуг. Как сказано в концепции, «минимальные требования к качеству услуг подвижной связи и доступа в интернет» установлены в Италии, Франции, Латвии, Индии, Пакистане, Малайзии, Сингапуре и Австралии.
Официальный представитель Роскомнадзора Владимир Пиков подтвердил «Ведомостям» подлинность документа. Он подчеркивает, что это только концепция, которая будет обсуждаться и дорабатываться. Численные показатели будут также обсуждаться с операторами: нормы будут не чрезмерно мягкими, но реалистичными, настаивает Пиков.
На это надеются и операторы. Критерии оценки качества связи должны учитывать местную специфику, в том числе географию развития сетей, включая транспортную составляющую, климатические условия и др., говорит представитель МТС Валерия Кузьменко. Она уверена, что показатели сети МТС в целом соответствуют предлагаемым Роскомнадзором требованиям.
Качество связи «Вымпелкома» «на уровне мировых стандартов и внутренних нормативов компании», отмечает ее представитель Анна Айбашева. Юлия Дорохина из «Мегафона» говорит, что оператор старается следить за качеством работы своей сети.
Источник в Роскомнадзоре поясняет, что сейчас средние показатели по России у большинства операторов действительно близки к тем, что указаны в концепции, но «по отдельным регионам есть проблемы, которые надо решать». Роскомнадзор неоднократно признавал, что абоненты в столице жалуются на качество сотовой связи. А департамент информационных технологий города Москвы (ДИТ) в июне этого года даже подготовил отчет о качестве связи в столице, из которого следует, что оно далеко от норм, прописанных в концепции, подготовленной Роскомнадзором. Например, согласно этому исследованию, у абонентов «Вымпелкома» в сетях 2G 5,26% неудачных звонков от общего числа, у абонентов МТС — 11,69%, у пользователей «Мегафона» этот показатель равен 4,23%. В сетях 3G дело обстоит не лучше: у абонентов «Вымпелкома» — 7,25% несовершенных вызовов, у МТС — 9,09%, у «Мегафона» — 5%.
Если нормы качества связи станут обязательными для операторов, Роскомнадзор будет выдавать нарушителям предписания, а злостным нарушителям будет грозить отзыв лицензии через суд, объяснил «Ведомостям» источник в ведомстве. Президент Ассоциации региональных операторов связи Юрий Домбровский считает полезной публикацию данных мониторинга качества, но выдачу предписаний он назвал избыточным регулированием, способствующим созданию «коррупциогенной ситуации».