Цены на билеты в плацкарт в 2013 г вырастут в пределах 20%
Тарифы в плацкарте и общих вагонах устанавливает государство, как правило, ниже экономически обоснованного уровня, а недостающую часть оно компенсирует ФПК «дочка» РЖД в виде субсидий. Рост тарифов в СВ, купе и люкс устанавливает ФПК по согласованию с регулятором.
«Поезда дальнего следования перевозят 100-115 миллионов пассажиров в год, 70% из них — плацкартными и общими вагонами. Средняя стоимость плацкартного билета — 860 рублей. Мы понимаем, что для малообеспеченных категорий населения, поддержания его мобильности, эффективных перетоков рабочей силы этот сектор надо поддерживать. Предполагаю, что в следующем году цены на плацкартные перевозки, как при любой индексации тарифов, которые регулирует государство, вырастут в пределах 20%», — ответил он на вопрос, будут ли дорожать плацкартные билеты.
Соколов пояснил, что это обеспечит сохранение и существующих маршрутов, и спроса на такие перевозки. В то же время, по его словам, надо подтягивать себестоимость перевозки к цене билета.
«Здесь другого рецепта, к сожалению, нет, надо формировать именно такую, справедливую, модель ценообразования. Либо — прямое субсидирование, но такой возможности сегодня у бюджета нет. Эти средства, наверное, будут изыскивать и за счет приватизации транспортных активов», — отметил Соколов.
Ранее агентству «Прайм» сообщили в РЖД, что продажи билетов в плацкартные и общие вагоны на 2013 год начнутся с ростом тарифа в 10% — до принятия окончательного решения о размере индексации. Цена билета в купе и люксе в 2013 году вырастет на 5%, в СВ — не повысятся.
В настоящее время идет бурная дискуссия по вопросу роста тарифа и размера субсидий для регулируемого сегмента. Минфин в бюджете 2013 года заложил на это господдержку в размере 14,8 миллиарда рублей. РЖД говорит о необходимости выделения около 36 миллиардов рублей. Минфин также предложил в 2013 году субсидировать перевозки в плацкарте и общих вагонах только для молодежи и пенсионеров. В монополии заявили, что такой подход может привести к росту тарифа в плацкарте для всех остальных граждан на 50-60%.
Министр финансов Антон Силуанов позднее говорил, что стоимость можно увеличивать постепенно в 2013-2015 годах по 20% в год для граждан, не попадающих в категорию льготников по возрасту. Замминистра транспорта Алексей Цыденов в свою очередь сообщал, что министерство при субсидии в 14,8 миллиарда рублей и росте тарифа на плацкарт в следующем году на 10% предлагает направить около 15 миллиардов рублей из средств, которые РЖД получит от продажи 25% акций «Первой грузовой компании», на поддержку регулируемого сегмента.
ФСТ же подготовила проект приказа об индексации в 2013 году тарифов на плацкарт и общие вагоны на 10%. При этом источник в РЖД в беседе с агентством «Прайм» не исключал, что, если государство не выделит на поддержку этого сегмента субсидии в большем объеме, чем закладывает Минфин на следующий год, то тарифы в плацкарте и общих вагонах могут быть увеличены еще на 10%.