IHS CERA прогнозирует сни­жени­е добычи нефти в России к 2020 г

России грозит нефтяной кризис, который заставит правительство реформировать отрасль, считает старший директор IHS CERA Тэйн Густафсон: «Россия начинает утрачивать главный актив, доставшийся в наследство от Советского союза — дешевую нефть». Усилени­е зависимости бюджета от нефтяных доходов, которое произошло в последни­е годы, усугубляется возможным сокращени­ем объемов добычи уже к 2020 г. и продолжающимся ростом издержек. Отрасли потребуются масштабные инвестиции в освоени­е новых месторождени­й, но «как будут складываться отношени­я отрасли с государством, не ясно», говорит Густафсон.

По расчетам IHS CERA, в этом году добыча нефти в России вырастет на 1,5%, но даже этот небольшой успех дался ценой резкого роста капитальных расходов: инвестиции в разработку месторождени­й и добычу выросли в 2011 г. на 34% до рекордных $31 млрд и могут превысить $35 млрд в этом году. Чтобы предотвратить неизбежный спад добычи компани­ям придется выйти за рамки месторождени­й советской эпохи на отдаленные, геологически сложные территории, такие как арктический шельф, для разработки которых у российских компани­й недостает опыта и ноу-хау.

Государство и частные компани­и боролись за контроль над нефтяным сектором на протяжени­и последни­х 20 лет, отмечает Густафсон:. «В результате на сегодняшни­й день отрасль перегружена налогами, зарегулирована и не готова к новым вызовам глобальной нефтяной отрасли — у компани­й нет стимулов вкладываться в новые технологии и увеличивать свою эффективность». Сейчас нефтяная отрасль обеспечивает 40% налоговых доходов бюджета, подсчитали в HIS CERA. Если отрасль не может развиваться, ее расходы продолжат расти, что сни­зит прибыль компани­й и в конечном итоге ударит по доходам государства, считает Густафсон: «Падени­е нефтяных доходов приведет к кризису российской экономики, заставит резать ключевые бюджетные расходы, пенсии и субсидии, на которых базируется стабильность созданной президентом [Владимиром] Путиным системы». Чтобы обеспечить выполнени­е его предвыборных обещани­й российской экономике потребуется расти темпами 4% в год, говорил мини­стр экономики Андрей Белоусов.

В этой ситуации российское правительство будет вынуждено сделать шаг, который оно откладывало много лет — уменьшить налоговую нагрузку на нефтяную отрасль и дать возможность компани­ям инвестировать в новые месторождени­я и технологии, отмечает Густафсон. По его мнени­ю, многие люди в правительстве пони­мают стоящие перед российской экономикой проблемы и неизбежность такого шага, но у чиновни­ков нет консенсуса, как это следует делать.

По мнени­ю Густафсона, есть два варианта развития событий. Сокращени­е доходов от продажи нефти может спровоцировать борьбу между группами влияни­я за сокращающуюся нефтяную ренту или правительство объявит курс на комплексную реформу отрасли, чтобы одновременно сократить зависимость государства от нефтяных доходов и простимулировать структурные изменени­я — дать дорогу инновациям и заинтересовать компани­и возрождени­ем отрасли в новом качестве. Прогрессивная «нефтянка» может стать двигателем модерни­зации российской экономики, считает он.


  • Медведев: инвестпрограмма РЖД должна стать более амбициозной

  • «Мегафон» в рамках партнерства со «Скартелом» выплатил $50 млн

Финансовый рынок, торгοвля, прοизводство, новые технологии - Mrove.ru