В будущем году дефицит госбюджета Узбекистана составит 1% к ВВП
В 2013 году прогнозируется прирост валового внутреннего продукта на 8%, объемов производства промышленной продукции на 8,4%, сельского хозяйства на 6%, капитальных вложений на 9,3%, а также ожидаемая высокая динамика роста данных показателей по итогам 2012 года послужили базой для формирования параметров бюджета на 2013 год.
В результате реализации предлагаемых мероприятий по налогово-бюджетной политике на 2013 год, доходы Государственного бюджета по отношению к ВВП составят 21,3%, расходы - 22,3% и дефицит Государственного бюджета предусмотрен в объеме 1% к ВВП.
Как было отмечено на заседании, в налоговой и бюджетной политике предусматривается за счет реализации комплексных мер по стимулированию модернизации экономики, поддержки хозяйствующих субъектов, малого бизнеса и частного предпринимательства, снижению налоговой нагрузки, улучшению инвестиционного климата, обеспечить макроэкономический рост и рост благосостояния населения.
Предоставленные в последние годы предприятиям, субъектам малого бизнеса льготы по налогам и другим обязательным платежам, способствовали, прежде всего, дальнейшей модернизации производства, развития предпринимательства, расширения сферы услуг и сервиса, и самое важное обеспечению занятости и роста доходов населения. В связи с этим, в основных направлениях налоговой политики на 2013 год предлагается сохранить действующие ставки по налогу на прибыль, налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, налогу на добавленную стоимость и ряда других налогов и обязательных платежей.
Одновременно, предусматривается снижение на один процент минимальной ставки шкалы налогообложения доходов по налогу на доходы физических лиц. Это позволит снизить налоговую нагрузку для всех категорий налогоплательщиков, в особенности - низкодоходных групп, при этом дополнительно в распоряжении физических лиц останется порядка 186 млрд. сумов.
За счет дальнейшей унификации косвенных налогов и ресурсных платежей предполагается увеличить их удельный вес в доходах Государственного бюджета с 65,5% до 66,8%.
В результате реализации мер, предусмотренных в концепции налоговой политики, налоговая нагрузка на экономику снизится на 0,3%.
Как было отмечено на заседании, наряду с продолжением реализации принятых социальных программ, улучшения качества оказываемых социальных услуг, в концепции бюджетной политики на 2013 год основное внимание акцентировано на дальнейшее усиление социальной направленности расходов бюджета, адресную поддержку населения и реализацию мер по последовательному повышению размеров заработной платы работников бюджетных организаций, пенсий, стипендий и социальных выплат, что обеспечит дальнейшее улучшение благосостояния населения.
Занимающее важное место в расходах на социальную сферу, средства, выделяемые из Государственного бюджета на сферу образования составят в 2013 году 7,62% от ВВП, что больше ожидаемого в 7,4% в текущем году, на систему здравоохранения от ожидаемого в 2012 году на уровне 3,1% от ВВП, на следующий год расходы составят 3,2%, что обеспечит реализацию задач, определенных в Государственных программах по воспитанию здорового и гармонично развитого поколения, а также реформированию системы здравоохранения.
В параметрах Государственного бюджета на 2013 год предусмотрены расходы на экономику в размере 2777,3 млрд. сумов или 2,4% к ВВП. Объем централизованных инвестиций, финансируемых из Государственного бюджета в 2013 году составит 1300 млрд. сумов или 1,1% к ВВП, которые будут направлены на строительство необходимых сооружений для улучшения водоснабжения сельских населенных пунктов, строительство социальных объектов для вновь создаваемых жилых массивов в сельской местности.
Депутаты особо подчеркнули, что даже в условиях продолжающегося финансово-экономического кризиса, концепция налоговой и бюджетной политика и проект Государственного бюджета на 2013 год, являясь одним из важных факторов экономического роста страны, предполагает осуществления ряда комплекса мер, направленных на стимулирование внутреннего спроса.
На заседании было особо подчеркнуто, что наряду с вышеперечисленными мероприятиями, предусматривается продолжить реформирование системы межбюджетных отношений, направленных на повышение независимости органов местной власти и их заинтересованности по расширению доходной базы местных бюджетов и эффективному использованию ресурсов территорий.
Подводя итоги, можно сказать, что основными задачами, обозначенными в проекте Государственного бюджета на 2013 год, являются обеспечение стабильного развития страны и повышение благосостояния населения.