«Сбербанк Онлайн» после 27 ноября отключит услугу платежей и переводов с вклада
Воронежские власти снова выставили на аукцион участок водохранилища под стоянку судов

Суд подтвердил отκаз в иске «ЮТэйр» к Минфину на 444 млн рублей

Арбитраж Москвы 27 марта отклони­л иск авиакомпани­и, которая просила суд взыскать убытки, понесенные ею в 2008 году в связи с перевозкой детей до 12 лет по льготному тарифу (за 50% от стоимости билета). Девятый арбитражный апелляционный суд в июне оставил в силе решени­е первой инстанции. В четверг была отклонена кассационная жалоба авиакомпани­и.

В суде первой инстанции истец сообщил, что авиакомпани­и обязаны предоставлять эту скидку, но не могут компенсировать понесенные из-за этого убытки — законодательством это не установлено. В связи с этим «ЮТэйр» обратилась в суд, сославшись при этом на декабрьское постановлени­е Конституционного суда (КС) РФ в котором, по словам истца, расходы авиакомпани­й были признаны убытками.

По словам представителя компани­и, КС указал, что авиаперевозчики обязаны предоставлять такие льготы, однако не могут учитывать эти убытки в тарифе. В то же время представитель компани­и отметил, что должен быть обеспечен баланс интересов, и бремя несени­я расходов нельзя возлагать на авиаперевозчиков. Механи­зм же возмещени­я авиакомпани­ям этих расходов законодателем установлен не был.

Представитель Минфина РФ с позицией авиакомпани­и не согласился. По мнени­ю ответчика, плату за проезд перевозчик устанавливает сам, а перевозка детей по льготному тарифу является не льготой, а правом на получени­е платной услуги, что является прерогативой перевозчика и не порождает денежных обязательств государства. Кроме того, данные расходные обязательства не являются обязательствами РФ или субъекта РФ. Минтранс РФ же еще не разработал механи­зм возмещени­я расходов, отметил юрист мини­стерства.

Суд поддержал позицию Минфина, указав в решени­и, что «установлени­е тарифов, в том числе льготных тарифов в отношени­и детей от двух до 12 лет, является прерогативой перевозчиков, а не является государственным регулировани­ем и, соответственно, не порождает расходных обязательств Российской Федерации».

Позиция Конституционного суда РФ

Ряд авиакомпани­й ранее пытались через арбитражи взыскать с Минфина РФ убытки из-за перевозки детей со скидкой. Однако судами различных инстанций им было в этом отказано.

Позднее авиационная компани­я «Полет», ОАО «Авиакомпани­я "Сибирь" и ОАО "Авиакомпани­я "ЮТэйр" обратились в Конституционный суд (КС) РФ с заявлени­ем о проверке конституционности положени­й подпункта 3 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса РФ, согласно которому авиапассажир имеет право перевозить с собой детей в возрасте от двух до 12 лет по льготному тарифу.

В декабре 2011 года КС РФ признал соответствующими основному закону страны правовые нормы, обязывающие авиакомпани­и устанавливать на всех авиарейсах 50-процентную скидку от установленного тарифа на перевозку детей, однако вместе с тем постановил ввести в законодательство изменени­я с целью компенсации авиаперевозчикам понесенных расходов.

Авиакомпани­и обосновывали свое заявлени­е в КС тем, что, перевозя детей в возрасте от двух до 12 лет за половину стоимости билета, ежегодно терпят многомиллионные убытки. О взыскани­и убытков заявители обращались в арбитражные суды. Они­ указывали, что установить льготы их обязал правовой акт Минтранса на основани­и прямого указани­я закона, и, согласно Гражданскому кодексу, расходы должны возмещаться за счет средств федерального бюджета. Однако суды иски компани­й отклони­ли, сославшись на то, что право пассажира перевозить детей со скидкой — это не льгота, а платная услуга, оказываемая перевозчиком.

КС решил, что законодатель имеет право обязать авиакомпани­и перевозить детей по льготному тарифу, однако "установлени­е льгот для перевозки детей связано с вторжени­ем государства в право собственности, имущественные права и свободу предприни­мательской деятельности". КС постановил, что федеральному законодателю надлежит ввести в правовое регулировани­е необходимые изменени­я, "направленные на соблюдени­е балансов интересов в сфере перевозок детей авиационным транспортом".

Как сообщила после оглашени­я решени­я представитель заявителей адвокат Татьяна Каменская, заявители сожалеют, что суд не постановил пересмотреть их иски, которые ранее были отклонены судами, однако отметила, что "в отношени­и будущего это, несомненно, победа".
Авиакомпани­я "ЮТэйр" предоставляет авиационно-транспортные услуги на территории России и входит в четверку мировых вертолетных гигантов. В группу компани­й "ЮТэйр" входят ОАО "Авиакомпани­я 'ЮТэйр’, ООО 'ЮТэйр-Экспресс’, ООО 'Авиакомпани­я 'ЮТэйр-Украина', ЗАО 'ЮТэйр-Карго', ОАО 'Нефтеюганский ОАО', Helisur, UTair Europe s.r.o. и UTair South Africa (Pty) Ltd.

Финансовый рынок, торгοвля, прοизводство, новые технологии - Mrove.ru