Преимущества госслужбы с годами уменьшаются
Чиновников становится меньше
Стартовавшая в период экономического спада политика экономии, начиная с 2007 года, привела к сокращению занятых в сфере публичной службы чиновников.
«В 2011 году чиновников было на 3,4 процента меньше, чем в 2010 году», — сообщил руководитель отдела государственного управления и публичной службы министерства финансов Кайдо Паабуск.
В 2011 году количество государственных чиновников было на самом низком уровне за последние десять лет. Существенное снижение отмечалось в 2011 году в силах обороны (на 181 чиновника, то есть на пять процентов), а также в подведомственной министерствам сфере (на 680 чиновников или на четыре процента).
Паабуск добавил, что в годовом отчете за 2013 год численность чиновников будет продолжать сокращаться, поскольку новый закон о публичной службе выводит людей, не занимающихся осуществлением публичной власти, из статуса чиновника.
Поскольку сравнивать численность чиновников в различных странах трудно, ведь само понятие публичной службы различается по странам очень значительно, в составленном относительно Эстонии рапорте Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за 2011 год отмечается, что численность состоящих на публичной службе лиц в Эстонии по сравнению с другими странами ОЭСР остается небольшой.
В государственных учреждениях работает также вспомогательный персонал и внештатные служащие. Численность вспомогательного персонала за четыре года сократилась в государственных учреждениях на
7,5 процента.
Расходы на зарплату выросли на 12 миллионов евро
Хотя расходы на оплату труда штатных чиновников выросли в прошлом году по сравнению с 2010 годом на 12 миллионов евро, этот рост обеспечен за счет внутренних ресурсов.
Расходы на оплату труда штатных чиновников с учетом государственных и муниципальных служащих составили в 2011 году 336 миллионов евро.
Это на 12 миллионов евро больше, чем годом ранее. Увеличение расходов на зарплату было компенсировано экономией по другим статьям.
«В государственном бюджете было ясно определено, что в 2011 году дополнительных средств не дадут, увеличение заработной платы должно обеспечиваться за счет внутренних ресурсов, — объясняет ситуацию советник государственного управления и публичной службы Mинистерства финансов Керлин Пести. — Фонд заработной платы вырос за счет оптимизации или экономии расходов».
Но стали ли чиновники с годами обходиться налогоплательщикам дороже?
«В 2008 и 2009 годах расходы на заработную плату чиновников достигли уровня двух процентов от ВВП, но после этого они снижались», — констатирует Пести. К 2010 году их удельный вес сократился до 1,9 процента, в прошлом году этот показатель был 1,7.
В период 2006-2008 годов заработная плата у публичных служащих росла быстрее, чем в среднем на рынке труда, однако в период 2009-2011 гг. оклады служащих в свою очередь снижались быстрее, чем в среднем. Начиная с 2009 года соотношение зарплаты публичных служащих к размеру средней заработной платы по Эстонии снижалось.
По конкурсу набирают только одну треть высших чиновников
Только 34,2 процента высших чиновников в прошлом году заняло свои посты по итогам конкурсов, проводившихся вне пределов своего учреждения.
«Высшие должности должны заполняться посредством публичных конкурсов, но на самом деле большая часть таких вакансий заполняется иными путями — путем продвижения по службе или же за счет назначения исполняющего обязанности», — сообщил руководитель отдела государственного управления и публичной службы Министерства финансов Кайдо Паабуск.
Дело в том, что закон обязывает заполнять определенные вакансии на конкурсной основе, однако при этом остается несколько путей уклонения от проведения конкурсов.
Например, закон позволяет принять чиновника на службу в качестве исполняющего обязанности. Такая возможность активно используется официальными ведомствами. Новый закон о публичной службе должен изменить ситуацию.
В 2011 году на службу поступило 2459 муниципальных и государственных чиновников, из них проводившийся вне пределов учреждения конкурс прошла примерно половина (49 процентов) соответствующих лиц.
Если учесть принцип открытости публичной службы, удельный вес принимаемых на службу по конкурсу должностных лиц должен быть более значительным.
Удельный вес лиц, поступивших на службу по внутриведомственным и вневедомственным конкурсам, по сравнению с 2010 годом, остался прежним — посредством конкурсов назначения получили 55 процентов всех тех, кто попал на публичную службу.