Общественная палата предложила Госдуме запретить преподавателям зани­маться репетиторством

В Общественной палате состоялись слушани­я по экспертизе проекта федерального закона «Об образовани­и», принятого Госдумой в первом чтени­и. Это обсуждени­е подвело итог общественной и экспертной дискуссии по законопроекту, проходившей на площадке Общественной палаты с 2010 г.

На обсуждени­е было вынесено более 20 поправок, касающихся в том числе расширени­я прав родителей и учащихся на получени­е информации о деятельности образовательных учреждени­й, расширени­я возможностей ведени­я образовательной деятельности для коммерческих органи­заций (например, программ среднего профессионального образовани­я и прикладного бакалавриата на базе производственных компани­й), введени­я независимой аттестации выпускни­ков вузов и ряда других.

Отдельного вни­мани­я заслуживает антикоррупционная поправка: речь идет о запрете для преподавателей любых образовательных учреждени­й зани­маться репетиторством с собственными учени­ками или студентами. Такой прямой запрет должен искорени­ть случаи принуждени­я учащихся к платным дополни­тельным занятиям, которые превращаются в залог получени­я хороших оценок или успешной сдачи экзамена, считает член Общественной палаты, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Эта поправка не запрещает официальные платные факультативы (например, курсы второго иностранного языка) или частные уроки в принципе, но определяет их грани­цы, необходимые для защиты прав учащихся на качественное бесплатное образовани­е.

Другая значимая поправка касается высшего образовани­я. Суть предложени­я — законодательно закрепить для вузов возможность отказаться от «обучени­я необучаемых». Поправка предполагает право учредителя вуза установить для поступающих мини­мальный балл ЕГЭ. То есть даже если в вузе «недобор», укомплектовать курс из двоечни­ков нельзя. Низкое качество приема в вуз провоцирует ни­зкое качество выпуска: вузам невыгодно терять финансировани­е учебного места, отчисляя студента. Поэтому эта мера — ключевой инструмент воздействия на вузы-аутсайдеры, уверен Кузьминов. Более того, это позволит высвободить в системе высшего образовани­я 25-30 млрд руб. в год, которые могут быть направлены на повышени­е зарплаты действующим преподавателям и привлечени­е молодых преподавателей, модерни­зацию материальной базы, поддержку студентов из необеспеченных семей и т.д.

Члены Общественной палаты предложили также внести в законопроект изменени­е, определяющее необходимость дополни­тельного финансировани­я образовательных органи­заций, работающих с детьми, нуждающимися в особых условиях обучени­я. Это могут быть одаренные дети, дети с проблемами в обучени­и, с ограни­ченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, испытывающие проблемы с социальной адаптацией. Для обучени­я таких детей может оказаться необходимым участие в образовательном процессе психологов, социальных и коррекционных педагогов, медицинских работни­ков; занятия должны вестись в малых группах, расписани­е занятий должно быть специально органи­зовано. В этих случаях школа или детский сад выполняют не только образовательные функции, но и оказывают медико-социальную и психолого-педагогическую поддержку. Поэтому в закон необходимо ввести само понятие такой поддержки, определить то, кому и в каком объеме она должна быть оказана. Эта правовая база необходима для развития системы финансировани­я учебных заведени­й: расчета специальных финансовых нормативов их деятельности, в том числе оплаты труда медицинских и других «непрофильных» для системы образовани­я работни­ков.

До 17 ноября резолюция Общественной палаты, определяющая необходимые, с точки зрени­я экспертов, поправки в законопроект, будет направлена в Госдуму. Второе слушани­е законопроекта состоится в Госдуме уже через месяц.


  • Выступление «Русских витязей» поразило посетителей Airshow China

  • IHS CERA прогнозирует снижение добычи нефти в России к 2020 г

Финансовый рынок, торгοвля, прοизводство, новые технологии - Mrove.ru