В новом году России может не хватить собственного бензина
Чтобы избежать таких негативных последствий, Шаталов говорит о необходимости перенести запрет на оборот топлива «Евро-2» еще на один год.
Напомним, что стандарт «Евро-2», регламентирующий содержание в выхлопных газах вредных веществ и твердых частиц, был принят в России в 2005 году. Бензин Аи-95 категории «Евро-2» был запрещен с 1 января 2011 года, однако Аи-92 такого же стандарта остался в продаже.
Власти уже целых три раза переносили сроки введения запрета на использование топлива «Евро-2» из-за нефтяников, которые не успевали в срок установить необходимое оборудование для производства более качественного и экологичного бензина.
Последний раз нефтяники обратились в Министерство энергетики с просьбой отсрочить запрет на топливо низкого класса в 2011 году. В сентябре того же года правительство одобрило изменения, в соответствии с которыми планируется отказаться от «Евро-2» с 1 января 2013 года, от «Евро-3» - с 1 января 2015 года и от «Евро-4» - с 1 января 2016 года. Нефтяникам дали время довести модернизацию на своих НПЗ до конца и ввести на своих предприятиях установки, необходимые для выпуска топлива более высокого качества.
Однако, как оказалось, этого времени также не хватило. В августе этого года ФАС официально сообщила, что почти все крупные российские нефтяные компании просят правительство сдвинуть сроки модернизации НПЗ. «Сургутнефтегаз обращался, Роснефть обращалась. Речь идет о том, что в силу сложностей, связанных с поставкой оборудования, со строительно-монтажными работами, не всегда удается в срок реализовать мероприятия в рамках соглашений», - заявил тогда заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин. В сентябре глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что считает целесообразным перенести на полгода запрет на использование в России топлива низких экологических классов.
«Компании фактически вынудили подписать трехстороннее соглашение по модернизации. Не все выполняют. Есть некоторые, которые совсем не выполняют. Возможно, для них это будет сдвиг на год», - сказал во вторник Шаталов, передает РИА «Новости».
Судя по всему, в правительстве пока нет единого мнения по этому вопросу. В отличие от Минфина, Минэнерго выступает против того, чтобы давать нефтяникам новую отсрочку.
По данным Союза нефтепромышленников, к сентябрю 2012 года было модернизировано лишь около 30% НПЗ в стране, исходя из объема выпускаемого топлива. Сейчас доля экологически чистого бензина в России составляет всего 25%. Поэтому мощностей заводов может действительно не хватить для того, чтобы обеспечить всю страну бензином стандарта «Евро-3» с 1 января 2013 года.
Многие эксперты согласны с выводами Минфина: если оборот бензина стандарта «Евро-2» будет запрещен через два месяца, то дефицита бензина, а, следовательно, и роста цен на него, не избежать.
Этим летом представители Минэнерго говорили, что в случае перехода на «Евро-3» в 2013 году в стране может образоваться дефицит бензина на уровне 800 тыс. тонн, напоминают эксперты. «В этом случае бензин придется импортировать, например, из Белоруссии. Правда, есть риски того, что оптовая цена импортируемого топлива составит 35-40 тыс. рублей за тонну. Белорусские НПЗ формируют цены исходя из эффективности поставки нефтепродуктов на рынки Украины, Польши и Северо-Западной Европы, поэтому российским покупателям придется предложить более высокую цену, чтобы бензин было выгодно поставлять именно в нашу страну», - говорит газете ВЗГЛЯД генеральный директор НП «Совет по товарным рынкам» Михаил Турукалов.
При этом, по данным Росстата, на конец августа 2012 года средняя стоимость автомобильного бензина по стране составляет 32 080 рублей за тонну, или 27,56 рубля за литр. Соответственно, импорт бензина приведет к росту цен на бензин.»По грубым оценкам 20-30% бензина идет сейчас по »Евро-2». Если убрать с рынка его, то, конечно, возникнет дефицит и цены полетят вверх. Откуда импортировать более-менее дешевый бензин, кроме Белоруссии, неизвестно. Но мощности Беларуси не покроют потребности России», - считает старший аналитик «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин.
Поэтому эксперты полагают, что правительству снова придется пойти на поводу у нефтяников и дать им отсрочку.
«Похоже на то, что Сургутнефтегаз и Роснефть в большей степени не успевают перевести свою нефтепереработку на новые методы, в отличие от Лукойла и Газпромнефти. Поэтому в интересах стабильности цен на этот народный товар правительству придется пойти еще раз на отсрочку, и, может быть, оно придумает какие-нибудь побудительные стимулы к ускорению процесса», - считает Олег Душин.
«Вероятность новой отсрочки по запрету на продажу на территории России топлива стандарта "Евро-2" высока, так как среди тех, кто лоббирует эту отсрочку, - Роснефть и Сургутнефтегаз, обладающие немалым влиянием», - соглашается аналитик по нефти и газу ИК «Регион» Андрей Бушев. Кроме того, акцизы на низкокачественный бензин существенно выше, чем на высококачественный, поэтому интересы Минфина в данном случае совпадают с интересами нефтяных компаний, не успевающих с модернизацией своих НПЗ, добавляет эксперт.
«Если ставить целью обеспечение российских потребителей бензином в полном объеме и по минимальным ценам, то вполне разумно продлить сроки обращения бензина качества "Евро-2". В конечном счете, это в интересах потребителей, потому что дефицит неминуемо приводит к росту цен на заправках», - считает Михаил Турукалов.Однако управляющий активами УК «Финам Менеджмент» Роман Беседовский не так сильно уверен в этом. «Полагаю, что государство на этот раз проявит жесткость и примет решение запретить оборот моторного топлива стандарта "Евро-2", - считает эксперт.
По его мнению, "государство уже шло навстречу участникам рынка, и лимит исчерпан, к тому же очередной перенос негативно отразится на планах модернизации российских НПЗ в целом".
Кроме того, по его мнению, представители Минфина слегка драматизируют ситуацию. "Масштабного дефицита топлива в связи с отказом от производства топлива стандарта "Евро-2", на мой взгляд, удастся избежать. Хотя не исключены отдельные проблемы на локальных рынках, но и решаться они будут также локально. Например, за счет продления возможности производства топлива "Евро-2" и формирования резервов", - говорит газете ВЗГЛЯД Беседовский.
К тому же потенциальным экспортером бензина в Россию, по его словам, может выступить также и Украина, мощности которой недозагружены, добавляет эксперт. Но в целом Беседовский считает, что "правительство постарается не допустить либо минимизировать объемы потенциального импорта топлива "Евро-2", так как это не только нерационально, но и может подогреть розничные цены на топливо".
Россия также может избежать дефицита бензина на внутреннем рынке, если настоит на том, чтобы Белоруссия выполнила свои обязательства: в 2012 году она должна была поставить в Россию 2,1 млн тонн бензина, однако не сделала этого, напоминает Андрей Бушев. В этом случае дефицит бензина возможен разве что в восточных регионах страны, считает он.