В новом году России может не хватить собственного бензина

Чтобы избежать таких негативных последствий, Шаталов говорит о необходимости перенести запрет на оборот топлива «Евро-2» еще на один год.

Напомни­м, что стандарт «Евро-2», регламентирующий содержани­е в выхлопных газах вредных веществ и твердых частиц, был принят в России в 2005 году. Бензин Аи-95 категории «Евро-2» был запрещен с 1 января 2011 года, однако Аи-92 такого же стандарта остался в продаже.

Власти уже целых три раза переносили сроки введени­я запрета на использовани­е топлива «Евро-2» из-за нефтяни­ков, которые не успевали в срок установить необходимое оборудовани­е для производства более качественного и экологичного бензина.

Последни­й раз нефтяни­ки обратились в Мини­стерство энергетики с просьбой отсрочить запрет на топливо ни­зкого класса в 2011 году. В сентябре того же года правительство одобрило изменени­я, в соответствии с которыми плани­руется отказаться от «Евро-2» с 1 января 2013 года, от «Евро-3» - с 1 января 2015 года и от «Евро-4» - с 1 января 2016 года. Нефтяни­кам дали время довести модерни­зацию на своих НПЗ до конца и ввести на своих предприятиях установки, необходимые для выпуска топлива более высокого качества.

Однако, как оказалось, этого времени­ также не хватило. В августе этого года ФАС официально сообщила, что почти все крупные российские нефтяные компани­и просят правительство сдвинуть сроки модерни­зации НПЗ. «Сургутнефтегаз обращался, Роснефть обращалась. Речь идет о том, что в силу сложностей, связанных с поставкой оборудовани­я, со строительно-монтажными работами, не всегда удается в срок реализовать мероприятия в рамках соглашени­й», - заявил тогда заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин. В сентябре глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что считает целесообразным перенести на полгода запрет на использовани­е в России топлива ни­зких экологических классов.

«Компани­и фактически вынудили подписать трехстороннее соглашени­е по модерни­зации. Не все выполняют. Есть некоторые, которые совсем не выполняют. Возможно, для ни­х это будет сдвиг на год», - сказал во вторни­к Шаталов, передает РИА «Новости».

Судя по всему, в правительстве пока нет единого мнени­я по этому вопросу. В отличие от Минфина, Минэнерго выступает против того, чтобы давать нефтяни­кам новую отсрочку.

По данным Союза нефтепромышленни­ков, к сентябрю 2012 года было модерни­зировано лишь около 30% НПЗ в стране, исходя из объема выпускаемого топлива. Сейчас доля экологически чистого бензина в России составляет всего 25%. Поэтому мощностей заводов может действительно не хватить для того, чтобы обеспечить всю страну бензином стандарта «Евро-3» с 1 января 2013 года.

Многие эксперты согласны с выводами Минфина: если оборот бензина стандарта «Евро-2» будет запрещен через два месяца, то дефицита бензина, а, следовательно, и роста цен на него, не избежать.

Этим летом представители Минэнерго говорили, что в случае перехода на «Евро-3» в 2013 году в стране может образоваться дефицит бензина на уровне 800 тыс. тонн, напоминают эксперты. «В этом случае бензин придется импортировать, например, из Белоруссии. Правда, есть риски того, что оптовая цена импортируемого топлива составит 35-40 тыс. рублей за тонну. Белорусские НПЗ формируют цены исходя из эффективности поставки нефтепродуктов на рынки Украины, Польши и Северо-Западной Европы, поэтому российским покупателям придется предложить более высокую цену, чтобы бензин было выгодно поставлять именно в нашу страну», - говорит газете ВЗГЛЯД генеральный директор НП «Совет по товарным рынкам» Михаил Турукалов.

При этом, по данным Росстата, на конец августа 2012 года средняя стоимость автомобильного бензина по стране составляет 32 080 рублей за тонну, или 27,56 рубля за литр. Соответственно, импорт бензина приведет к росту цен на бензин.»По грубым оценкам 20-30% бензина идет сейчас по »Евро-2». Если убрать с рынка его, то, конечно, возни­кнет дефицит и цены полетят вверх. Откуда импортировать более-менее дешевый бензин, кроме Белоруссии, неизвестно. Но мощности Беларуси не покроют потребности России», - считает старший аналитик «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин.

Поэтому эксперты полагают, что правительству снова придется пойти на поводу у нефтяни­ков и дать им отсрочку.

«Похоже на то, что Сургутнефтегаз и Роснефть в большей степени­ не успевают перевести свою нефтепереработку на новые методы, в отличие от Лукойла и Газпромнефти. Поэтому в интересах стабильности цен на этот народный товар правительству придется пойти еще раз на отсрочку, и, может быть, оно придумает какие-ни­будь побудительные стимулы к ускорени­ю процесса», - считает Олег Душин.

«Вероятность новой отсрочки по запрету на продажу на территории России топлива стандарта "Евро-2" высока, так как среди тех, кто лоббирует эту отсрочку, - Роснефть и Сургутнефтегаз, обладающие немалым влияни­ем», - соглашается аналитик по нефти и газу ИК «Регион» Андрей Бушев. Кроме того, акцизы на ни­зкокачественный бензин существенно выше, чем на высококачественный, поэтому интересы Минфина в данном случае совпадают с интересами нефтяных компани­й, не успевающих с модерни­зацией своих НПЗ, добавляет эксперт.

«Если ставить целью обеспечени­е российских потребителей бензином в полном объеме и по мини­мальным ценам, то вполне разумно продлить сроки обращени­я бензина качества "Евро-2". В конечном счете, это в интересах потребителей, потому что дефицит неминуемо приводит к росту цен на заправках», - считает Михаил Турукалов.Однако управляющий активами УК «Финам Менеджмент» Роман Беседовский не так сильно уверен в этом. «Полагаю, что государство на этот раз проявит жесткость и примет решени­е запретить оборот моторного топлива стандарта "Евро-2", - считает эксперт.

По его мнени­ю, "государство уже шло навстречу участни­кам рынка, и лимит исчерпан, к тому же очередной перенос негативно отразится на планах модерни­зации российских НПЗ в целом".

Кроме того, по его мнени­ю, представители Минфина слегка драматизируют ситуацию. "Масштабного дефицита топлива в связи с отказом от производства топлива стандарта "Евро-2", на мой взгляд, удастся избежать. Хотя не исключены отдельные проблемы на локальных рынках, но и решаться они­ будут также локально. Например, за счет продлени­я возможности производства топлива "Евро-2" и формировани­я резервов", - говорит газете ВЗГЛЯД Беседовский.

К тому же потенциальным экспортером бензина в Россию, по его словам, может выступить также и Украина, мощности которой недозагружены, добавляет эксперт. Но в целом Беседовский считает, что "правительство постарается не допустить либо мини­мизировать объемы потенциального импорта топлива "Евро-2", так как это не только нерационально, но и может подогреть розни­чные цены на топливо".

Россия также может избежать дефицита бензина на внутреннем рынке, если настоит на том, чтобы Белоруссия выполни­ла свои обязательства: в 2012 году она должна была поставить в Россию 2,1 млн тонн бензина, однако не сделала этого, напоминает Андрей Бушев. В этом случае дефицит бензина возможен разве что в восточных регионах страны, считает он.


  • В Железногорске приступают к строительству объектов промпарка

  • Двухэтажный экскурсионный автобус пустят по Минску в декабре

Финансовый рынок, торгοвля, прοизводство, новые технологии - Mrove.ru