Проезд по малой Окружной дороге обойдется в 6-36 грн.
Предложения строить автотрассы на условиях концессии (когда инвестор вкладывает деньги и за счет эксплуатации объекта «отбивает» их за 10-30 лет) в стране уже были, но их так и не реализовали. Инвесторы боятся риска, а государство, привыкшее быть монополистом в строительстве дорог, не горит желанием.
И вот украинско-российская компания «Петрохолдинг» обратилась с предложением вложить нужную сумму. У нашего северного соседа лет пять назад поняли выгоды строительства на условиях концессии, и по всей стране там уже делают платные магистрали.
По условиям строительства такой дороги, рядом с ней должна быть дублирующая, бесплатная, так что альтернатива у водителей останется. Еще один плюс в том, что следующие три десятка лет за состоянием дороги следит инвестор, а не государство. Поэтому вполне возможно, что в нашей стране появится хоть одна дорога хорошего качества, пишет Комсомольская правда в Украине.
«Через Киев проходят европейские транзитные коридоры, и фуры переправляются на другой берег Днепра, — рассказывает представитель Госинвестпроекта Сергей Евтушенко. — Значительная часть грузовиков едет по Южному мосту, из-за чего там скапливаются регулярные пробки».
Малую Окружную дорогу (так собираются назвать этот участок трассы) планируют как альтернативу этому пути — чтобы фуры объезжали столицу. Пройдет дорога от Столичного шоссе по новому мосту через Днепр и к городу Борисполь. Сначала проектанты предлагали прорыть тоннель, но тогда автотрасса будет стоить очень дорого — 1,4 млрд евро. Поэтому остановились на 700-метровом мостовом переходе. С ним стоимость проекта обойдется втрое дешевле — около 428 млн евро.
Сейчас технико-экономическое обоснование, которое разрабатывала португальская компания, находится в Кабмине на завершающей стадии согласования. После утверждения объявят конкурс на проект.
Кроме главного минуса новой дороги — платы за проезд, есть и еще один: отсутствие выделенных участков под строительство. Новая дорога длиной 18 км пройдет в пойме речек и по частным владениям, потому возможны суды, которые могут длиться годами (пример — Русановские сады).
«У нас есть опыт с Большой Окружной дорогой. Отселение по суду одного участка занимает около года. Причем судиться могут люди, которые находятся не только на пути дороги, но и те, кто живет рядом с ней, — рассказывает Константин Комов из Киевского областного совета.
Но организаторы проекта говорят, что решат эту проблему. "У нас есть договоренности на уровне главы области, — объясняет президент Центра стратегических программ Александр Журавлев. — Земля — это вклад от государства в этот проект".
Правда, в то, что кто-то захочет за бесценок отдать свой участок в пользу строительства Малой Окружной, слабо верится.
Еще один вопрос: смогут и захотят ли водители платить? Несколько лет назад был негативный опыт в Венгрии, когда установили высокую плату и неправильно просчитали пассажиропоток. Люди просто отказались ездить по этой дороге. Поэтому государству пришлось забрать у собственника дорогу и сделать ее бесплатной.
Большинство опрошенных специалистов считают, что Киеву нужно не частичное решение транспортных проблем, а более глобальное — новая Большая Окружная. Но ее из-за тех же проблем с землей уже третий год проектируют и проектируют. А когда дело дойдет до строительства — никто сейчас сказать не может.
За границей довольно много дорог, построенных на условиях концессии: Россия — 800 км, Польша — 469 км, Италия — 5500 км, Хорватия — 1200 км, Франция — 8800 км, Украина — 0 км.
ТТХ новой трассы: длина — 18 км, число полос — шесть (по три в каждую сторону), ориентировочная стоимость — 228 млн евро, время окупаемости средств для инвестора — 30 лет, срок строительства — 36 месяцев, начало работ — 2013 год.
Ориентировочная плата: легковые авто — 6-14 грн., грузовики — 17-36 грн. Экономия по времени (в сравнении с нынешним маршрутом через Южный мост) — 10-20 мин. Машинопоток — до 80 тысяч авто в сутки. Ожидают, что 60% авто будут грузовыми.
Как сообщал MIGnews.com.ua, председатель Госагентства по инвестициям и управлению национальными проектами Украины Владислав Каськив считает, что достройка окружной дороги позволит осуществлять перемещение грузов через Днепр 24 часа в сутки.