Глава РЖД уверен, что железнодорожные пассажирские перевозки могут быть прибыльными
«Опыт эксплуатации скоростных поездов "Сапсан" показал, что пассажирские перевозки могут быть весьма прибыльными с точки зрения железнодорожного бизнеса», — сказал он сегодня, отвечая на соответствующий вопрос в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
Напомнив о том, что пассажирские перевозки по стальным магистралям «прибыльны и за рубежом», Якунин пояснил, что такой эффект достигается в случае, когда оператор, приобретая подвижной состав, использует государственную инфраструктуру и платит за нее определенную долю тарифа. «Что же касается существующих поездов, то, к примеру, купейные вагоны — это рентабельность "в ноль", а вагоны более высокого уровня — они немного дают /рентабельности/, но в масштабе дают достаточно приличный дополнительный доход», — рассказал глава РЖД о текущей ситуации в данном сегменте перевозок в России. перевозки же в сидячих и плацкартных вагонах являются дотированными.
По его словам, на сегодняшний же день 75 проц пассажиров поездов дальнего следования перевозятся в плацкартных вагонах, а дает это всего 30 проц дохода в денежном выражении. «А вагоны более высокого класса дают нам 70 проц дохода, а везем мы в них около 30 проц пассажиров», — заметил Якунин.Президент компании РЖД Владимир Якунин уверен в необходимости создания специальной госпрограммы по решению проблемы железнодорожных переездов. Речь идет о строительстве на месте переездов эстакад или тоннелей, которые позволят ликвидировать пересечение автомобильных и железных дорог в одном уровне.
«Мы считаем, что без государственной программы эту проблему не решить, а там, где идет высокоскоростное движение — там вообще необходимо это сделать, то есть выйти из одного уровня пересечения», — сказал Якунин. В этой связи он напомнил, что у экспрессов «Сапсан» минимальный тормозной путь экстренного торможения составляет 6 километров.
«Конечно, нужно уходить от переездов в одном уровне, но почему-то всем хочется, в том числе некоторым региональным чиновникам, чтобы это сделала РЖД», — посетовал глава компании. Он уверен, что в данном случае речь должна идти о совместной программе как с региональными, так и с федеральными властями.
В этой связи, Якунин напомнил о договоренности железнодорожников с правительством Московской области о создании в регионе платных переездов или тоннелей. «То есть, есть обычный переезд со шлагбаумом, а есть возможность заплатить какие-то деньги, чтобы проехать по этой /платной/ инфраструктуре», — пояснил глава РЖД, особо подчеркнув, что принадлежать такие платные переезды будут тем, кто вложит деньги в их создание.
Ранее министр транспорта Подмосковья Петр Кацыв прогнозировал появление первых платных железнодорожные переездов уже до конца текущего года. Приоритетами при их создании, по его словам, должны быть те направления железной дороги, где собираются большие пробки — Рижское и Минское. Кроме того, платные переезды хотят построить во многих крупных городах, например, в Сергиевом-Посаде и Павловском-Посаде.
«Строительство платных переездов позволит снять нагрузку на дорогах, — отметил Кацыв. — Можно оставить переезды, которые существуют, чтобы малоимущие и те, кто не торопится, пользовались ими, а параллельно сделать переезды и путепроводы, по которым можно будет быстро преодолевать железнодорожные пути». При этом министр заверил, что плата за переезд будет невелика. Строительством будут заниматься частные инвесторы. «Мы не хотим привлекать сюда бюджетные деньги», — сказал Кацыв.
Всего на сети железных дорог России эксплуатируется свыше 11 тыс переездов, из которых 2,3 тыс обслуживается дежурными. С начала текущего года на переездах произошло 192 аварии, в которых пострадали 133 человека, из которых 39 погибли. В РЖД констатируют, что «все указанные аварии произошли по вине водителей автомобилей». Ущерб железнодорожников от столкновений на переездах за 9 месяцев 2012 года составил 34,4 млн рублей. Повреждено 134 единицы подвижного состава, в том числе 97 секций локомотивов и 37 вагонов. Кроме того, разбито 192 автотранспортных средства. Движение поездов вынужденно приостанавливалось в общей сложности на 122 часа.